07.03.2012

В «СФЕРАХ» КЕЙТА ДЖАРРЕТТА



Это:
Драматическая импровизация без слов под джазовую импровиазцию на органе 18 века;
аванпремьера (т.е. очень храбрая попытка);
Июньская Страница Театра Книги.
ВРЕМЯ: 9 И 10 ИЮНЯ, С 18.00 ДО 20.30
МЕСТО: БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ МИХАИЛА  ЛОМОНОСОВА.
ВХОД СВОБОДНЫЙ

1.       Вода
Рассказывают, что когда Пифагор подходил к реке, вода приветствовала его.
Что тут особенного? Простая вежливость.
Не спешите удивляться, с Пифагором все очень скоро станет очень понятно. Но начать хотелось именно с него, потому что его не будет в игре. Ну, непосредственно.  Лично.  Хоят он имеет к ней самое прямое отношение. Все будет: и мы, и вы, и «Сферы» Кейта Джарретта,  а вот Пифагора не будет. Но теперь он уже, слава Богу, как бы есть.
И мы привествуем его. Вежливо, не опережая воду. Сначала вода, потом уже мы.
Здрассте...

2.       Небо
В 1976 году в немецком аббатстве Оттобойрен блистательный пианист, исполнитель  классики и джазовый музыкант Кейт Джарретт сыграл на органе работы Карла Иосифа Риппа  цикл импровизаций, которые вышли альбомом под названием «Гимны и Сферы».
Почему гимны – понятно. А почему Сферы?
Вот тут и появляется Пифагор (можно не здороваться, мы уже виделись), который был не только математиком, философом и магом, но и великим музыкантом. Пифагор слышал Космос как звучание, как музыкальные гармонии. Планеты и небесный круг, все  звучало по-своему, было живым, общалось с внимательным слушателем. В этом непрерывном диалоге с миром Пифагор разрабатывал тональности, исследовал музыкальные интервалы, лечил музыкой не только душевные и нервные, но физические заболевания – это была такая музыкально- астрологическая медицина. Музыкальным звучанием Пифагор настраивал души и тела на вибрации Космоса, на возвращение к сущности.
Зачем Джарретт отправился в аббатство Оттобойрен? Почему именно орган стал его инструментом?
Это была трансцендентно-пифагорейская акция. Джарретта притянуло звучание основ, самых простых и глубоких. Звучание каждой ноты, которое разрастается до целого мира. Прикосновение к строению Вселенной. 
В результате он пробудил потоки, по сосредоточенности восходящие к Баху, по свободе и непредсказуемости – к джазу.
У Баха и у Джарреттовских «Сфер» есть еще одно общее свойство:  кажется, что музыка не начинается и не заканчивается. Это река. Мы просто слушаем ее, а потом не слушаем, но она продолжает свой путь.
Если мы не слышим музыку небесных сфер, то лишь потому что она звучит непрерывно.
«Мы просто привыкли», - сказал по этому поводу музыкант Андрей Тамазлакару. Была, кстати, такая мысль, чтобы он сыграл Пифагора в нашем фильме. Он там подходил к воде, и вода его приветствовала. Мы немножко надеялись, что так оно и будет на самом деле. Потому что звучание земли Андрей слышит. Именно здешней земли. И мы тоже, благодаря его ансамблю «Тэлэнкуца».

3.       Земля
Музыка небесных сфер звучит непрерывно. Это значит, что голос спасения можно услышать всегда. И еще это значит, что спасены все, как, собствено, мы и предчувстовали. Равзе нет?
Очень многие знают, что такое  «Апокалипсис». Доказательство: ни один ресторан этим словом еще не назвали. Есть и другое слово, менее известное: Апокатастазис. Вот оно как раз и значит – спасение всего и всех, несмотря ни на что. Хотелось бы гордо заявить, что современное сознание не могло не прийти к этой идее…  Но слово Апокатастазис родилось в III веке нашей эры, вместе с философией симпатяги Оригена, который выразил предположение, что спасение может быть только всеобщим.
Так вот, наша игра происходит в «Сферах» Кейта Джарретта.
Они звучат. А мы играем.
Мы выбрали 7 сфер – 7 нот и 7 историй. (Между прочим, у пифагорейцев число 7 означало присутствие Божественной энергии в природе…) И в этой игре все происходит без слов.
Мы не знаем, какие истории раскроются под музыку «Сфер». Но кое-что мы о них знаем.
Это не пантомима, но драма. 10-минутный фрагмент жизни, который вам удается увидеть со стороны и в котором ярко просвечивает какая-то история. Бывают в жизни ситуации, когда вот-вот произойдет что-то настолько важное и давно ожидаемое,  что слова вдруг улетают из общения.
Каждая наша история – вот такой решающий момент. Возможно, решение будет найдено, а может быть, и нет. Но это некий максимум происходящего.
Музыка спасения слышнее всего именно в такие моменты. Мы не слышим ее, а скорее чувствуем ее присутствие, как мазок ультрамарина на плече, как золотую пыльцу на колене.
Она с нами, она здесь, что бы ни происходило.
Небесная гармония, которая звучит всегда, несмотря ни на что, и спасает всех, несмотря ни на что.
И поскольку музыка планет позволяет ощутить мельчайшие частицы мира, то в игре возникает эффект крупного плана. Мы как будто видим все удивительно близко. Тихое, неуловимое становится внятным звучанием.  Самое тонкое движение актера может стать кульминацией, развязкой.
Ничем более плотным, чем небесная музыка, молчание и драма, эти  7 историй между собой не связаны. Это коллаж, 1001 ночь, Декамерон, Созвездие Пифагора (такого случайно нет?..).
Своим разнообразием, разбросанностью 7 игровых историй создают удобную невидимую сеть, настраивают слух на то, чтобы услышать гармонию мира и в жизни. Услышать (увидеть, ощутить) непрерывную песню спасения.
Потому что звучание небесных сфер - это ведь не  только музыка…

Проект
Елена Кушнир и Андрей Шиманский
Музыка
Кейт Джарретт, «Сферы», 1976 год
Актеры
Основной состав: Мария Гурская, Анжела Енаки, Наталия Журминская, Рамин Мазур, Владмир Шиманский, Андрей Шиманский, Сергей Вранчан.
Второй состав: Кристина Думан, Ольга Кисиева, Наталья Тырновецкая, Виктор Металин.
Благодарим за поддержку и сотрудничество Библиотеку имени Михаила Ломоносова!
Далее...

1 коммент.:

Минерва комментирует...

Своевременная тема, особенно в преддверии пророчеств по поводу 21 декабря. Возможно, в чьей-то жизни она уже разворачивается как драма или даже трагедия, а по мере приближения означенной даты «конца света» внутреннее напряжение будет вероятно возрастать у многих.
Конец «света» или спасение от «тьмы» каждый может найти внутри себя. Снова и снова встает извечный вопрос «быть или не быть» и трудный выбор между постоянными, порой титаническими, усилиями в созидании Добра и неверием, попустительством, разгильдяйством, равнодушием, а иногда и просто усталостью от жизни. Каждый ли раз в 7 игровых историях будет побеждать Добро и Вера в Спасение? Задаешься этим вопросом, ознакомившись с намерениями авторов проекта. В этом мире у всего есть, по крайней мере, 2 стороны - белое и черное, свет и тень, любовь и ненависть ... Мысль о возможном «Апокалипсисе» одних может приводить к большей внутренней гармонии, а других низвергать в пучины неверия и саморазрушения.
Ниже изложено несколько мыслей о гармонии известного индийского музыканта и суфия Хазрата Инайята Хана из его книги "Мистицизм звука".
"Дисгармония между желанием и идеалом часто вызывает большое смятение в жизни, поскольку они постоянно работают друг против друга".
"Гармония - это источник проявления (проявленного мира), причина его (проявленного мира) существования и посредник между Богом и человеком".
"Покой, к которому стремится каждая душа и который является истинной природой Бога и конечной целью человека, есть, ни что иное, как результат гармонии; это показывает, что все жизненные достижения без чувства гармонии напрасны".
"...гармония необходима человеческому существу для удержания равновесия в жизни".
"Существуют три аспекта гармонии: вечный, универсальный и индивидуальный. Вечная гармония - это гармония сознания... Ее сила, в конце концов, привлекает каждое существо к бесконечному покою".
"Сила гармонии влечет человека в двух противоположных направлениях: по направлению к Бесконечному и по направлению к проявлению. Он менее осознает первое, чем второе, а обращаясь лицом к одному направлению, он теряет из виду другое ..."
"Существование … суши для воды и воды для суши ... зависимость одного существа от другого ... все подтверждает вселенскую гармонию".
«Создатель знает, как управлять Своим миром, что порождать и что разрушать».
«Существуют два аспекта индивидуальной гармонии: гармония между телом и душой и гармония между личностями».
«Удовлетворение души гораздо более важно, чем удовлетворение тела, поскольку оно более продолжительно».
«Все расы, нации, классы и народы похожи на музыкальную мелодию, основанную на одном аккорде, где ключевая нота - общий интерес - удерживает их в единой гармоничной связи».

Отправить комментарий

 

Cтудия Театральной Импровизации. (с) 2010 ZAO