31.10.2009

Театр как роман


Елена ПРЕКРАСНАЯ
Недавно при участии цветущих яблонь и жемчужно-мелкого дождя Студия театральной импровизации сыграла спектакль по роману... извините, по рассказу Хорхе Луиса Борхеса. Оговорка простительна: это - рассказ о романе, точнее - роман в рассказе. Отметим, что Борхес - мастер короткого жанра, другой возможности создать роман у него не было, и не создать - тоже не было: роман этот необходим.

Этот самый короткий в мире роман - о нашей внутренней бесконечности. О беззащитности ее цветения. О том, как легко ее предать. И о том, как она неистребима.
Герои Борхеса то принимают, то уничтожают «Сад расходящихся тропок», книгу, которая воплотила в себе бесконечность времен и миров. В конце концов мы обнаруживаем, что оказались последним звеном в этой череде любви и разрушения. Что мы выберем? Принять это цветение, эту улыбку бесконечности в каждом из нас, или сделать так, чтобы ее не было?..
Играли «Сад» в саду на киностудии «Moldova-Film», под дождем, который делал все, что мог. С одной стороны игру смотрели цветущие яблони, с другой - зрители и их молчаливые зонты. Вопросы, которые мы ощупывали мокрыми от дождя пальцами, были вплетены в свежесть весенних ветвей и, словно кариатиды, выступали из стен тихого майского дня. Двое персонажей, в черном и в белом, почти утонувшие в траве, вели шахматную партию. За невысокими старыми деревьями проносились, как дети, лошади или птицы, прелестные женщины в феерических, до грусти красивых костюмах. Сколько странного веселья было в этом Саду! Почему? Ведь неизвестно, чем все кончится.
Но уже кончилось. И чувствуешь, что произошло необъяснимое освобождение от зла.
Этот спектакль - постановка по «партитуре» Владимира Шиманского, но место для импровизации нашлось и здесь. Майскую игру посвятили памяти актера Юрия Ширшлина, студийца, который участвовал в разработке «Сада» пять лет назад.
«В прошлом году мы утвердили студию как карнавальный театр, в этом - как драматический, - говорит Владимир. - Причем репертуар сложился в литературный сюжет, в линию пути. Мы счастливы, что удалось провести эту линию. В декабре была игра в шахте, под землей, по «Волшебной горе» Томаса Манна. Эта книга оканчивается поистине алхимическим вопросом: «А из этого всемирного пира смерти, из грозного пожарища войны, родится ли из них когда-нибудь любовь?». Дальше линия сюжета шла так: март - импровизация на лестнице в Музее природы, апрель - «Коринфяне» по тексту о любви апостола Павла на крыше отеля «Националь», и май - цветущий под дождем «Сад расходящихся тропок». Цветение - это ведь максимальное, откровенное присутствие любви, совершенства, бесконечности. Невыразимо радостная встреча. В общем, мы постарались создать игровой ответ на реплику Манна».
Далее...
 

Cтудия Театральной Импровизации. (с) 2010 ZAO