Афиша


БОЛЬШАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ С ПАВЛИНОМ 

      Национальная  филармония, 10 и 11 июля, 18.00 (до 20.30). Вход 30 лей.  
 
     Мы  продолжаем диалог с прозой Томаса Манна, великого рассказчика  ХХ века. Будем импровизировать вокруг его  романа «Волшебная гора». В спектакле участвуют фрагменты текста и главный лейтмотив книги, остальные реплики и линии сюжета мы – актеры и зрители – угадываем и находим во время игры. Ритуально-драматические импровизации по Манну уже происходили в кишиневской шахте зимой 2009 года, затем – в подвале «Нескучного двора» этой весной, и вот теперь – в ощутимых объятиях пространства, которое обычно называют классической сценой.
     «Волшебная гора» – это печальная и нежная средневековая баллада о рыцаре по имени Тангейзер, которого полюбила Венера, а он не осмелился ответить на ее чувство. Томас Манн, которому, ясное дело, не все равно, заботливо создает в нашем времени  другой вариант: его Ганс Касторп поехал ненадолго в высокогорный санаторий – брата навестить, обрел там ускользающую, странную, но настоящую любовь  и навсегда изменил свою жизнь. Чтобы не сказать «изменил своей жизни», безусловно полезной и понятной, которая осталась там, внизу, на равнине.
     А еще «Волшебная гора» – это название алхимического сосуда для преображения тонкой и драгоценной материи человеческой души (ведь именно этим занималась настоящая алхимия). Магическая герметичность, максимальное сжатие и максимальное освобождение, лестница в небо из-под земли.
     Какой лейтмотив мы извлекли из этого для своей игры? Погружение вглубь драматической ситуации, неожиданное обретение света… Да, так бывает в жизни. Но это еще не все. Манн снова  предлагает неожиданный поворот.
     Следующий цикл преображающей «возгонки» начинается не с достигнутой ступени, а с нуля. После всех откровений Ганс Касторп попадает в безжалостные лопасти первой мировой войны. Как будто ничего и не было обретено, найдено, раскрыто. Да, так тоже бывает в жизни. Но мы все-таки помним, что цветение духа оставляет след. Что все не напрасно. Что любовь, усилия и радость не тщетны.  Даже когда люди не видят и не знают, что свет душевных изменений сохраняется, на самом деле они видят и знают. Причем это знание часто выражается так же парадоксально, как сделал Манн – одной-единственной фразой, которую можно и не расслышать в ужасной сцене штыковой атаки, хотя это последняя фраза и самый настоящий финал, отчасти потому, что после нее говорить уже нечего: «А из этого всемирного пира смерти, из грозного пожарища войны, родится ли из них когда–нибудь любовь?»
     Как именно эта история раскроется в игре, как воплотятся линии «Волшебной горы» на сей раз – пока неизвестно. С неизвестным мы как раз и намерены встретиться. А вы?
     Кое-что еще мы знаем заранее: когда стремишься к открытому контакту с реальностью, художественная форма становится очень необычной, даже если кажется  обыкновенной. И вполне естественной – при всей своей необычности.
     Тут меня спрашивают насчет павлина. Ну да, будет павлин. Но вы все-таки учтите, что «Хвост павлина» – одна из стадий алхимического процесса, раскрытие мира во всем его божественном разнообразии… А павлин будет, конечно.    

     ПРИКОСНОВЕНИЕ К СЦЕНЕ 

     В этом проекте мы задаем вопрос: «Что такое классическая сцена? Как прикоснуться к ее метафизической сущности?». Причем рассматриваем сцену как феномен, тем более, что для нашего театра она не является традиционным местом игры.
     К сожалению, существует устойчивая трактовка  сцены как пространства для создания иллюзий. На самом деле она – случайно обретенный в усталом 18 веке алхимический инструмент, открытие, сделанное, вероятно, вслепую, которое еще предстоит освоить по-настоящему.
     Как настойчив этот алхимический лейтмотив! Ничего не поделаешь. У алхимии, искусства и жизни есть общая тайна: когда изменяется состояние человека, изменяется состояние мира. Что внутри, то и снаружи. Что внизу, то и наверху. И театр – одна из форм преображения реальности через себя самого. Возможность максимальных изменений. Герметическое (то есть замкнутое и преображающее) пространство сцены заботливо собирает все лучи игры и фокусирует их в центре. Если бы там в воздухе висела свеча, она должна была бы зажечься. Сцена – магическая комната в комнате – концентрирует, сжимает происходящее до максимума и очищения. Заметим, что воспитующая герметика – главный принцип и манновской  «Волшебной горы».
     Само  возникновение классической сцены – результат естественного гармонизирующего процесса: от разомкнутого, янского, ритуального пространства античного и площадного театра был сделан необходимый дополняющий шаг к иньскому, камерному, внутреннему. Есть еще один важный момент: внутреннее равнозначно индивидуальному. Сцена – крупный план, путешествие вглубь человеческой индивидуальности, что, кстати, было главной художественной темой ХХ века.
     Кроме того, сцена удобна и отлажена для создания самых разных миров и для наблюдения за их тончайшими нюансами. Это реторта, позволяющая создавать и наблюдать процессы в чистом виде. И сущность зала – не в том, чтобы отделить зрителей от происходящего, а наоборот: обеспечить всем возможность видеть все, не упустить ни одного луча игры, то есть участвовать опять же максимально (и никуда от этого слова не денешься).
     А значит, отпадает категорическая необходимость  «скрывать» сцену, можно создавать  на ней то, что нужно, нисколько не опасаясь ее волшебного присутствия.
     Мы  практикуем давно известный принцип  минимализма в сценографии и  костюмах. Намека, крупицы вещества должно быть достаточно для преображения пространства. Этот принцип можно перенести на сцену. Прозрачность, текучесть, непредсказуемость происходящего. Какие темы нас посетят? Как и что будет усилено камерной герметикой театра?
     Давайте-ка начнем с того, что зрители, прежде чем сесть на свое место в зале, пройдут по сцене. Увидят реквизит, декорацию, убедятся, что все настоящее, все дышит.
     Мы  очень надеемся,  что наше общее прикосновение к сцене наряду с многими другими любящими прикосновениями поможет ей избавиться от печати иллюзорности, печати, которая одинаково разрушает искусство и жизнь. 

Режиссеры: Владимир Шиманский, Елена Кушнир
Консультант-культуролог: Жозефина Кушнир
Актеры: Анжела Енаки, Наталия  Журминская, Юлия Пынзарь, Сергей Вранчан, Рамин  Мазур, Владимир Шиманский
Музыкальные темы: Эдвард Григ, Иоганн Себастьян Бах, Франц  Шуберт. Импровизирует  Андрей Шиманский. 
Тел. (+37322) 33-11-31, (+373) 78317407
Далее...
 

Cтудия Театральной Импровизации. (с) 2010 ZAO