22.11.2011

В «СФЕРАХ» КЕЙТА ДЖАРРЕТТА


В «СФЕРАХ» КЕЙТА  ДЖАРРЕТТА

 1. Джаз по Пифагору

В 1976 году в немецком аббатстве Оттобойрен великий музыкант Кейт Джарретт сыграл на органе работы Карла Иосифа Риппа  цикл джазовых импровизаций, который  назвал  «Гимны и Сферы».  Почему гимны – понятно. А сферы?..
Это название – прямая отсылка к Пифагору. Пифагор был не только математиком, философом и магом, но и великим музыкантом. Он слышал Космос как звучание, как музыкальные гармонии, которые очень ему пригодились. С их помощью Пифагор не только создал теорию музыки, но  исцелял людей, настраивал их душу и тело на вибрации Космоса, на возвращение к сущности. Cтало быть, Джарретт отсылает нас к Пифагору, а Пифагор – к мировой гармонии. Отсюда тема спектакля.
Это игра о том, что небесная гармония звучит всегда, независимо от того, слышат ее люди или нет. Звучит даже в самые  безнадежные, тяжелые моменты нашей жизни. И спасает нас, независимо от того, понимаем мы это или нет. 
У нас действительно есть шанс это  почувствовать – в игре, а потом  и в мире.

2. Коротко об Апокатастазисе

Не возникает вопроса, как это – все спасены?
Где же тогда справедливость? Точнее – зачем она? Если все?..
Очень многие знают, что такое  «Апокалипсис». Доказательство: ни один ресторан этим словом еще не назвали. Есть и другое слово, менее  известное: Апокатастазис. Вот оно  как раз и значит – спасение всего и всех, несмотря ни на что.
Хотелось бы гордо заявить, что современное  сознание не могло не прийти к этой идее…  Но слово Апокатастазис  родилось в III веке нашей эры, вместе с философией симпатяги Оригена, который выразил предположение, что спасение может быть только всеобщим. А значит, даже дьяволу не отвертеться.

3. Знакомая скорость

Мы берем 7 Сфер Джарретта (между прочим, у пифагорейцев число 7 означало присутствие Божественной энергии в природе) и играем в этих Сферах 7 историй по 10 минут. Это драматическая импровизация без слов. Но не пантомима, а драма: бывают ситуации, в которых слова не нужны…  Кстати, именно  в таких ситуациях особо актуально спасение.  Так что все сходится.
Что объединяет 7 историй, на первый взгляд ничем не связанных  друг с другом? Тема и пространство игры. 
У этого пространства есть особая конкретика. 
Во-первых, непрерывное присутствие  гармонии во время спектакля откровенно существует в музыке Джарретта. Ситуация слышимости вообще парадоксально перевернута: обычно мы слышим человеческие голоса, а голос неба почти неразличим. Здесь наоборот…
Кстати, если в зал случайно забредет человек, у которого Пифагор  ассоциируется только со штанами (исходя из дзенского высказывания «Пифагоровы  штаны на все стороны равны»), он все равно поймет, что музыка – небесная. А какая еще? Органная, иногда даже слишком органная, и текучая. Ясен пень.
Во-вторых, спасение стало  темой игры. Да, и в жизни, и  в искусстве спасение происходит непрерывно. Но в «Сферах» мы превращаем его в главную точку внимания. То есть на целых 70 минут перестаем о нем забывать… Ну и в результате что-то удивительное с нами происходит.
В-третьих, в дело вступает такой важный элемент, как скрытый  катарсис. С ним уже давно нужно  познакомиться поближе, тем более, что в жизни он весьма часто является нашим инструментом.

Так вот: как правило, наши персонажи не слышат музыку неба. Или  не понимают, что слышат, но чувствуют ее прикосновения, как мазок ультрамарина на плече, как золотую пыльцу на запястье. Только иногда они могут подходить к слышанию очень близко.   Развязка в игре  может быть позитивная, а может – и нет. Но мы-то – актеры и зрители – слышим этот голос неба, как и заявлено, «несмотря ни на что».
Это и есть скрытый катарсис. Иногда очищение в искусстве заключается в том, чтобы рассказать о негативе и внутренне не согласиться  с ним.  Аналог в жизни – когда нам не удается физически отменить зло, которое нас атакует, но  в душе мы перед ним не склоняемся, внутренне ему не поддаемся. При этом и художник, и зритель должны очень мощно чувствовать свет. Сильнее, чем при явном катарсисе. Исходя из мирового опыта, эта стойкость в конечном счете оказывается победой. Так что задача хорошая.

Если вы заметили, в этом проекте мы постоянно соединяются  понятия «гармония» и «спасение». Тоже немаловажная информация: спасение, катарсис – это активизация гармонии в необходимой точке. И у Баха, и у Джарретта музыка порождает такое чувство, словно солнце пробивается сквозь тучи; но у К. Дж. это современное солнце и современные тучи. Это именно те пространства и внутренние пейзажи современного человека, которые нуждаются в просветлении. И у Баха, и у Джарретта музыка иногда  становится почти невыносимой, ее давление, ее порыв действительно напоминают ситуацию исцеления, сжигания негативных преград.
И, наконец, четвертое: форма  игры (без слов, каждая история – всего 10 минут, у каждого актера по три роли) порождает у актеров и зрителей очень высокую внутреннюю  скорость. 
Это вовсе не значит, что  происходящее на площадке всегда должно быть активным и быстрым внешне. При высокой внутренней скорости даже тихое, неуловимое становится внятным звучанием.  Очень тонкое движение актера может стать кульминацией, развязкой.
Самое странное, что это  знакомая скорость. Как будто где-то в глубине себя мы только так и живем. Вероятно, игровая скорость удивительным образом совпадает с нашим внутренним максимумом, то есть с вибрациями этой самой мировой гармонии.
Авторы проекта: Елена Кушнир, Андрей Шиманский.
Режиссер  Елена Кушнир.
Актеры: Анжела Енаки, Наталия Журминская, Ольга Кисиева, Рамин Мазур, Андрей Шиманский, Александр Волошин.





 ДЖАЗ В ТЕАТРЕ КНИГИ: МУЗЫКА ПИФАГОРА, СЛОВА ОРИГЕНА
Cтатья Ангелины Свешниковой (была опубликована на блоге библиотеки Ломоносова в июне 2012 года).
Что необычного может  произойти в библиотеке? Место  по определению тихое и безопасное. Но «Ломоносовка» под это определение  не подходит. Недавно там развернулась очередная акция Театра Книги, которая представляла откровенную угрозу для кое-каких устоявшихся представлений о жизни.
- Мы потому и пригласили  Студию театральной импровизации  сыграть у нас, что их спектакли  – всегда выход на жизненно  важный вопрос, причем важный именно сегодня. Это очень чуткий театр, - рассказывает директор библиотеки Маргарита Щелчкова.  
- Какой же вопрос оказался  важным сейчас?
- Для меня по-новому  прозвучал мотив спасения. В беседе  со зрителями режиссер Елена  Кушнир  затронула тему Апокатастасиса…
- Чего, простите?
- Есть такой термин, парный  к Апокалипсису. Исходит он от  Оригена, раннехристианского философа. И означает всеобщее спасение…
- Ориген считал, что спасение  может быть только всеобщим. Или  спасены все, или никто. Из  этого он делает вывод, что даже дьяволу не избежать спасения, - поясняет Елена Кушнир. – Очень полезный максимализм в ощущении божественной любви.
- Собственно, к Оригену  мы пришли от Пифагора, - говорит  Андрей Шиманский, актер Студии  и соавтор   проекта. – А к Пифагору – от Кейта Джарретта. Это великий  музыкант, который в 1976 году сыграл в немецком аббатстве на органе 18 века цикл джазовых импровизаций и назвал их «Сферы». Тут уж прямая отсылка к музыке небесных сфер, которую слышал известный мистик, ученый и педагог Пифагор. И не только слышал, но разработал на ее основе музыкальные интервалы и многое другое. При помощи музыки он помогал человеку вернуться к вибрациям Космоса.

- Так и вышло, что  У Пифагора и Оригена мы  позаимствовали  общую тему игры: небесная гармония, которая звучит всегда, несмотря ни на что, и спасает всех, несмотря ни на что, - продолжает Елена. - Но джазовые Сферы существуют в земном, человеческом ключе. Джарретт  провоцирует расширение нашего внутреннего мира до нормального, космического масштаба. Кое-что в нас этому мешает, и музыка работает с ненужными границами, помогает отказаться от них. Так что звучит она совсем не идиллически, иногда даже страшно. Но есть смысл потерпеть. Мы провели эксперимент: какие истории возникают сегодня в пространстве этих Сфер? Взяли небольшие фрагменты музыки  и сыграли подряд семь  разных драматических импровизаций. Это были решающие моменты в жизни людей, настолько решающие, что слова не нужны. Поэтому текст в игре отсутствовал.
- И каков результат  эксперимента?
- Удалось прикоснуться  к плазме, из которой рождается  история и персонаж, - говорит  актер Рамин Мазур. -      Актеры играли по 2-3 разные роли  за полтора часа. Спектакль   шел дважды, и каждый раз игру  объединяла другая общая тема…  Сначала пришла тема воздействия:  то мучительные и неудачные, то смешные и светлые  попытки  взаимного преображения.  Второй день принес более прозрачное, щемящее  звучание:  тему привязанности, разной и непредсказуемой близости между людьми.
- Меня поразило, что это была скорее поэзия, чем проза, - добавляет актриса Мария Гурская. – Мы собирались играть драматично, приближенно к жизни, но из-за краткости и отсутствия текста получилась эксцентрика, сюр, лестница в небо. Вертикальное прохождение драматических ситуаций.

- В целом ощущение взрывное, действительно получилось раскрыть  какие-то границы, - рассказывает  зритель, Вячеслав Сакевич. –  Даже не хочется отдельно  вспоминать  те или иные истории, хотя  они были очень яркими. Мне  дороже общее впечатление разноцветности, скорости,  изначальной силы бытия, как в детстве. И все это пробуждает очень зрелый импульс осмысления мира на каком-то новом уровне. Я смотрел игру оба дня и собираюсь еще побывать на репетициях Студии. Это именно то, что мне сейчас необходимо.
- Аванпремьерой  спектакля «В Сферах Кейта Джарретта» мы закрыли свой пятый драматический сезон, - подытоживает Елена. – Осенью надеемся закончить  работу над проектом и сыграть премьеру. Спасибо Театру Книги: в «Ломоносовке» живет особая глубина пространства, и там удаются самые рискованные творческие авантюры! 
Далее...

1 коммент.:

S on 25 ноября 2012 г. в 21:39 комментирует...

Замечательная задумка - сплетение музыки и жизни. Нередко в повседневной реальности, даже в те периоды когда мы погружены в рутину, мы замечаем, что музыка - это именно то "лекарство", которое помогает несмотря ни на что, которое не вызывает привыкания и не имеет побочных действий. Она несёт какой-то божественный смысл - спасение. И данный спектакль ещё раз убеждает нас в этом. В нём мы увидели 1 реальность, 7 историй, 21 жизнь, 21 душу... Бывали души которые слушали и слышали друг друга, бывали которые не слышали, а бывали которые и не хотели слушать. И хоть истории не давали чёткого алгоритма разрешения конфликтов (не только между героями, но и внутренних), они всколыхнули проблемы, о которых обычно молчат, которые держат в себе, которые гложат и разрушают нашу жизнь, а это и есть первый и самый трудный шаг к спасению. Оно чувствовалось в воздухе как что-то материальное, неизбежное...
Думаю, что каждый зритель для себя сделал свои выводы из импровизации, может даже увидел себя в одном из героев. Лично я вышла с особо приятым ощущением, как будто нашлась недостающая пазла в моей жизни, как будто теперь всё встало на свои места. Очень благодарна за это актёрам и руководителям. Они проделали неимоверную работу. Желаю всем дальнейших творческих успехов.

Отправить комментарий

 

Cтудия Театральной Импровизации. (с) 2010 ZAO