В «СФЕРАХ» КЕЙТА ДЖАРРЕТТА
1. Джаз по Пифагору
В 1976 году в немецком аббатстве Оттобойрен великий музыкант Кейт Джарретт сыграл на органе работы Карла Иосифа Риппа цикл джазовых импровизаций, который назвал «Гимны и Сферы». Почему гимны – понятно. А сферы?..
Это
игра о том, что небесная гармония звучит всегда, независимо от того,
слышат ее люди или нет. Звучит даже в самые безнадежные, тяжелые моменты нашей жизни. И спасает нас, независимо от того, понимаем мы это или нет.
2. Коротко об Апокатастазисе
Не возникает вопроса, как это – все спасены?
Где же тогда справедливость? Точнее – зачем она? Если все?..
3. Знакомая скорость
У этого пространства есть особая конкретика.
Во-первых,
непрерывное присутствие гармонии во время спектакля откровенно
существует в музыке Джарретта. Ситуация слышимости вообще
парадоксально перевернута: обычно мы слышим человеческие голоса, а голос неба почти неразличим. Здесь наоборот…
В-третьих,
в дело вступает такой важный элемент, как скрытый катарсис.
С ним уже давно нужно познакомиться поближе, тем более, что в жизни он
весьма часто является нашим инструментом.
Так вот: как правило, наши персонажи не слышат музыку неба. Или не понимают, что слышат, но чувствуют ее прикосновения, как мазок ультрамарина на плече, как золотую пыльцу на запястье. Только иногда они могут подходить к слышанию очень близко. Развязка в игре может быть позитивная, а может – и нет. Но мы-то – актеры и зрители – слышим этот голос неба, как и заявлено, «несмотря ни на что».
.JPG)
Это и есть скрытый катарсис. Иногда очищение в искусстве заключается в том, чтобы рассказать о негативе и внутренне не согласиться с ним. Аналог в жизни – когда нам не удается физически отменить зло, которое нас атакует, но в душе мы перед ним не склоняемся, внутренне ему не поддаемся. При этом и художник, и зритель должны очень мощно чувствовать свет. Сильнее, чем при явном катарсисе. Исходя из мирового опыта, эта стойкость в конечном счете оказывается победой. Так что задача хорошая.
.JPG)
Если вы заметили, в этом проекте мы постоянно соединяются понятия «гармония» и «спасение». Тоже немаловажная информация: спасение, катарсис – это активизация гармонии в необходимой точке. И у Баха, и у Джарретта музыка порождает такое чувство, словно солнце пробивается сквозь тучи; но у К. Дж. это современное солнце и современные тучи. Это именно те пространства и внутренние пейзажи современного человека, которые нуждаются в просветлении. И у Баха, и у Джарретта музыка иногда становится почти невыносимой, ее давление, ее порыв действительно напоминают ситуацию исцеления, сжигания негативных преград.
Если вы заметили, в этом проекте мы постоянно соединяются понятия «гармония» и «спасение». Тоже немаловажная информация: спасение, катарсис – это активизация гармонии в необходимой точке. И у Баха, и у Джарретта музыка порождает такое чувство, словно солнце пробивается сквозь тучи; но у К. Дж. это современное солнце и современные тучи. Это именно те пространства и внутренние пейзажи современного человека, которые нуждаются в просветлении. И у Баха, и у Джарретта музыка иногда становится почти невыносимой, ее давление, ее порыв действительно напоминают ситуацию исцеления, сжигания негативных преград.
И, наконец, четвертое: форма игры (без слов, каждая история – всего 10 минут, у каждого актера по три роли) порождает у актеров и зрителей очень высокую внутреннюю скорость.
Это вовсе не значит, что происходящее на площадке всегда должно быть активным и быстрым внешне. При высокой внутренней скорости даже тихое, неуловимое становится внятным звучанием. Очень тонкое движение актера может стать кульминацией, развязкой.
Самое странное, что это знакомая скорость. Как будто где-то в глубине себя мы только так и живем. Вероятно, игровая скорость удивительным образом совпадает с нашим внутренним максимумом, то есть с вибрациями этой самой мировой гармонии.
Авторы проекта: Елена Кушнир, Андрей Шиманский.
Режиссер Елена Кушнир.
Актеры: Анжела Енаки, Наталия Журминская, Ольга Кисиева, Рамин Мазур, Андрей Шиманский, Александр Волошин.

Cтатья Ангелины Свешниковой (была опубликована на блоге библиотеки Ломоносова в июне 2012 года).
Что необычного может произойти в библиотеке? Место по определению тихое и безопасное. Но «Ломоносовка» под это определение
не подходит. Недавно там развернулась очередная акция Театра Книги,
которая представляла откровенную угрозу для кое-каких устоявшихся
представлений о жизни.
- Мы потому и пригласили Студию театральной импровизации сыграть у нас, что их спектакли
– всегда выход на жизненно важный вопрос, причем важный именно
сегодня. Это очень чуткий театр, - рассказывает директор библиотеки
Маргарита Щелчкова.
- Какой же вопрос оказался важным сейчас?
- Для меня по-новому прозвучал мотив спасения. В беседе со зрителями режиссер Елена Кушнир затронула тему Апокатастасиса…
- Чего, простите?
- Есть такой термин, парный к Апокалипсису. Исходит он от Оригена, раннехристианского философа. И означает всеобщее спасение…
-
Ориген считал, что спасение может быть только всеобщим. Или
спасены все, или никто. Из этого он делает вывод, что даже дьяволу не
избежать спасения, - поясняет Елена Кушнир. – Очень полезный максимализм
в ощущении божественной любви.
- Собственно, к Оригену мы пришли от Пифагора, - говорит Андрей Шиманский, актер Студии
и соавтор проекта. – А к Пифагору – от Кейта Джарретта. Это великий
музыкант, который в 1976 году сыграл в немецком аббатстве на органе 18
века цикл джазовых импровизаций и назвал их «Сферы». Тут уж прямая
отсылка к музыке небесных сфер, которую слышал известный мистик, ученый и
педагог Пифагор. И не только слышал, но разработал на ее основе
музыкальные интервалы и многое другое. При помощи музыки он помогал
человеку вернуться к вибрациям Космоса.
- И каков результат эксперимента?
-
Удалось прикоснуться к плазме, из которой рождается
история и персонаж, - говорит актер Рамин Мазур. -
Актеры играли по 2-3 разные роли за полтора часа. Спектакль
шел дважды, и каждый раз игру объединяла другая общая тема…
Сначала пришла тема воздействия: то мучительные и неудачные, то смешные
и светлые попытки взаимного преображения. Второй день принес более
прозрачное, щемящее звучание: тему привязанности, разной и
непредсказуемой близости между людьми.
-
Меня поразило, что это была скорее поэзия, чем проза, - добавляет
актриса Мария Гурская. – Мы собирались играть драматично, приближенно к
жизни, но из-за краткости и отсутствия текста получилась эксцентрика,
сюр, лестница в небо. Вертикальное прохождение драматических ситуаций.
-
Аванпремьерой спектакля «В Сферах Кейта Джарретта» мы закрыли свой
пятый драматический сезон, - подытоживает Елена. – Осенью надеемся
закончить работу над проектом и сыграть премьеру. Спасибо Театру Книги:
в «Ломоносовке» живет особая глубина пространства, и там удаются самые
рискованные творческие авантюры!
1 коммент.:
Замечательная задумка - сплетение музыки и жизни. Нередко в повседневной реальности, даже в те периоды когда мы погружены в рутину, мы замечаем, что музыка - это именно то "лекарство", которое помогает несмотря ни на что, которое не вызывает привыкания и не имеет побочных действий. Она несёт какой-то божественный смысл - спасение. И данный спектакль ещё раз убеждает нас в этом. В нём мы увидели 1 реальность, 7 историй, 21 жизнь, 21 душу... Бывали души которые слушали и слышали друг друга, бывали которые не слышали, а бывали которые и не хотели слушать. И хоть истории не давали чёткого алгоритма разрешения конфликтов (не только между героями, но и внутренних), они всколыхнули проблемы, о которых обычно молчат, которые держат в себе, которые гложат и разрушают нашу жизнь, а это и есть первый и самый трудный шаг к спасению. Оно чувствовалось в воздухе как что-то материальное, неизбежное...
Думаю, что каждый зритель для себя сделал свои выводы из импровизации, может даже увидел себя в одном из героев. Лично я вышла с особо приятым ощущением, как будто нашлась недостающая пазла в моей жизни, как будто теперь всё встало на свои места. Очень благодарна за это актёрам и руководителям. Они проделали неимоверную работу. Желаю всем дальнейших творческих успехов.
Отправить комментарий