04.05.2011

БОЛЬШАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ НА БАШНЕ



МЕСТО: СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА МУЗЕЯ ГОРОДА
ВРЕМЯ: 18 И 19 АПРЕЛЯ, 19.00 – 21.00.

Вход бесплатный.

Вопросы – по телефону 0782-80-708.

«Хорошие истории всегда идут на пользу».
   Джованни Боккаччо
Возможен ли открытый диалог человека с миром, с пространством, с реальностью?..
Чтобы поставить перед собой этот вопрос, мы разработали проект «Большая импровизация». Не скажу, чтобы мы не знали ответа. Нам просто нужно было его получить.
Когда мы его получили, для нас изменилось очень многое. И продолжает изменяться.
В этой игре ничего не известно заранее. Актеры находят во время спектакля и реплики, и роли, и сюжет.

ТАЙНА ИСТОРИИ
Главный вопрос театра – «Что происходит сейчас на самом деле?»
Какая история хочет раскрыться?
История – это очень много. Это значит, что мы видим смысл происходящего. Это божественный масштаб зрения, верхний ракурс, общий план, и в то же время – драматический, сверхкрупный, макросъемка мгновения.
Когда особенно ясно чувствуешь и понимаешь, что целое равно части, а часть – целому.
Вы не обращали внимание на то, что рассказывание историй в мировой литературе – синоним спасения?  В «Декамероне», рассказывая, люди спасаются от чумы. В «1001 ночи» – от казни. Потому что контакт со смыслом изгоняет смерть…
Истории не придумывают, их ОБНАРУЖИВАЮТ. Они существуют, как горы и деревья. Есть история человека, история места, история времени. Но заговорить с ней нужно все-таки первыми. Не потому, что иначе она будет молчать, а потому, что иначе мы ее не услышим.
Слышать историю нужно не только в искусстве, но и в жизни. Ну что же, развиваем слух...
Один день мы играем «Большую Импровизацию», другой – «Импровизацию на заданную тему», причем тему находят и предлагают актерам зрители. Ее можно ОБНАРУЖИТЬ заранее, записать и принести с собой. А можно поискать перед игрой: мы вместе с вами уточним заранее написанную тему или поможем уловить еще не найденную.
Получается гадание: вот тема, и вот то, что из нее рождается здесь и сейчас. Гадание  непредсказуемое и  глубокое: никто не знает заранее, как именно раскроется в пространстве импровизации та или иная история. Она   преобразится неузнаваемо и принесет вам совершенно неожиданный, но актуальный смысл. Есть только одно условие:  история, которую вы предлагаете, должна быть по-настоящему значима для вас.
У работы с историей есть тайна, которую наверняка все знают, но не все помнят. Любое прикосновение к смыслу, то есть к сущности мира, то есть к любви, изменяет реальность. И когда это происходит на материале человеческих историй, изменяется весь их ареал. Происходящее становится иным. Не только для тех, кто участвует, но для всех. Не только для всех, но для всего. Не только в игре, но и в мире.
И когда мы прикасаемся к смыслу происходящего в нашей повседневной жизни,   преображается не только наша жизнь. 
История состоит из историй.

КСТАТИ О ДРАМАТУРГИИ
Наша встреча в день «Импровизации на заданную тему» легко делится на три (части)…
Часть первая: вы рассказываете свои истории вслух или приносите их в письменном виде. Можете при желании сохранять гордое инкогнито. Кладете записку в   круглое такое вогнутое зеркало, а мы потом читаем ее вслух. Итак, создается круг историй, что само по себе уже игра.
Часть вторая: из этого круга мы выбираем одну вещь и вместе со зрителями разрабатываем ее для игры. Уточняем. Конкретизируем. Это, между прочим, тоже художественный процесс. Называется – драматургия. Хотя в импровизации может не остаться ничего от наших уточнений. Их задача –  подготовить игру, примериться к рельефу темы.
Часть третья: играем.

КАК НАЙТИ ИСТОРИЮ?
Нужно просто-напросто пообщаться с собой. Задать себе вопрос: «О чем я хочу   рассказать?». Или: «Что хочет быть рассказанным: тема, сон, случай из жизни, который меня поразил?». Или: «Какую тему я хочу увидеть сегодня в игре?». А теперь прислушайтесь к  ответу и выскажите его устно или письменно. Ответ может сложиться на разных уровнях истории: в виде темы, сюжета, фабулы или даже материала. Что к вам придет, то и приводите в игру.

       Тема
Это самый  краткий уровень обобщения происходящего, часто совпадающий с его главным смыслом. Отсюда - отличительные признаки темы: она никогда не бывает ни банальной, ни негативной. Потому что зло смыслом быть не может.
Темы бывают очень разные. Есть тема победы над смертью. Например, история Христа. Или Робинзона Крузо.  Родственность историй неожиданна и многоцветна. Она помогает прикоснуться к волшебной цельности мира.
Тема  возвращения домой, то есть к гармонии и радости – это и «Одиссея» Гомера, и «Уллисс» Джойса. Но о том же – и Диккенс, и Чехов. Это может быть возвращение, не состоявшееся с точки зрения персонажей и неизбежное с точки зрения автора.
       Сюжет
Ступенькой ниже – уровень сюжета: это более развернутое обобщение, которое находится ближе к событиям. Например: история о человеке, который потерпел неудачу, но победил, поскольку до последнего момента пытался остаться собой (Гамлет).
       Фабула
Ступенька фабулы – предпоследняя, это простой и бесхитростный  перечень основных событий. Есть у него свое особое очарование.  Фабула – наиболее развернутый уровень обобщения. Но существует краткий пример фабулы, который нам предоставила «1001 ночь»: «Это история о девушке, которая любит юношу, а он влюблен в певицу, которая любит ту девушку»
       Материал
Можно привлечь даже то, что драматургия несколько высокомерно называет «материалом»: сон или какое-то событие, а историю в нем отыщем вместе. Знакомый процесс. Ведь именно это мы и делаем, осознавая происходящее в жизни…

Режиссеры: Владимир Шиманский, Елена Кушнир
Научный консультант: д.н. Жозефина Кушнир
Актеры
Основной состав
Анжела Енаки, Наталия Журминская, Мария Гурская, Сергей Вранчан, Рамин Мазур, Андрей Шиманский, Владимир Шиманский
Второй состав
Кристина Думан, Ольга Кисиева, Сергей Афанасьев, Александр Волошин, Виктор Металин.
Тел. (+37322) 33-11-31, (+373)782-80-708

Благодарим за поддержку! TAXI 14006, Музей города, Центр современного искусства [KSA:K], Труд-7 Moldova, allfun.md
Далее...

0 коммент.:

Отправить комментарий

 

Cтудия Театральной Импровизации. (с) 2010 ZAO