16.12.2010

В Кишиневе сыграли мистерию по Книге Бытия


Рождество по европейскому календарю каждый отмечает как умеет.  Воздержавшихся мало: кто же откажется от праздника? А способов много. Например,  Студия театральной импровизации пригласила зрителей на премьеру… мистерии. И зрители… пришли!  

  1. Свежие  новости от Иммануила  Канта
      - В давние времена мистерией называли игровое, театральное прикосновение к библейскому сюжету. А сейчас?
     - С нами именно это случилось, - охотно подтверждает Елена Кушнир, режиссер спектакля «Послушай, Авраам…». – Похоже, что мистерия – весьма бурное приключение. Сразу возник вопрос: как читать библейские тексты? Духовные, тонкие вещи не могут трактоваться линейно. Их нужно читать сердцем и только потом подключать сознание, когда восприятие уже выбралось на новый уровень. Именно интуитивный, космический канал работает во время диалога человека с Богом. И тогда архаика не отталкивает нас от текста. Ведь в Библии много кровавых и страшных историй!
     - Вот и не трогали бы их, если страшно.
     - Ну, не трогать тоже страшно, - вздыхает Владимир Шиманский, художественный руководитель Студии. - Ведь они нас трогают. Вот, например, история об Авраамовой жертве. Бог, испытывая  праведника Авраама, потребовал, чтобы тот принес в жертву своего  сына. Авраам подчинился, связал мальчика, занес над ним нож, но в последний момент ангел удержал его руку. Все это принято понимать как апофеоз веры.
     - М-да.
     - Вот именно. Библейские соавторы Святого Духа разрабатывали тему, учитывая, так сказать, формат аудитории. Но их труд чудесным образом преодолевает  границы эпох. Например, в этом запутанном сюжете уже несколько тысяч лет живет актуальнейший, новаторский смысл, все громче требующий выявления. Очень многие его искали. Сёрен Къеркегор написал грустную книгу «Страх и трепет», в которой пришел к выводу, что вера выше этики. Гегель в юные годы бурно осудил Авраама за то, что он подчинился такому приказу. А Кант выболтал совсем уж  поразительную вещь. Существуют, мол, случаи, когда человек должен знать, что голос, который он слышит, не является голосом Бога. Если этот голос предлагает нарушить главный закон этики, человек должен счесть его обманом.
     - У вашей группы Кант просто  с языка не сходит. Что ни  спектакль, то цитаты.
     - Ну да, - мечтательно вздыхает Владимир. - Мы ему предложили немного подежурить по Молдове.
     - Согласился?
     - Обрадовался. На всякий случай  имейте в виду.   
     2. Подсказка Манна 
     - О чем же на самом деле был разговор между Богом и Авраамом? Именно так стоял вопрос, - резюмирует Елена. -  Найти ответ помог Томас Манн, один из любимчиков нашего студийного репертуара, великий романист ХХ века. Он непринужденно заявил, что в Библии Авраам… отказался приносить в жертву сына. Дальше – больше; в своем романе «Иосиф и его братья» Манн разворачивает версию о том, как все произошло. Никогда Бог этики и любви не предлагал Аврааму таких чудовищных экспериментов. Но Авраам, который непрестанно  разрабатывал и осознавал контакт с высшим, однажды задумался: на все ли  он готов ради этого? Что, если бы пришлось принести в жертву самое дорогое?..
     Тут-то Бог и поспешил вмешаться. Возможно, даже произнес при этом фразу, которую мы взяли как название игры: «Послушай, Авраам…» В общем, разговор шел о том, что никогда и ни при каких обстоятельствах Ему неугодно разрушение человека.
     А если высшее отрицает разрушение, то разрушение не является законом, инструментом бытия. И, значит, от этого можно и  даже необходимо отказываться. Можно и даже нужно не протягивать руку к ножу, который так живописно роняет Авраам на множестве живописных полотен.
     Жозефина  Кушнир, научный консультант Студии, собрала интереснейший научный материал и обозначила свою трактовку Авраамова сюжета, которую мы разработали для театральной импровизации. 
     - Минуточку… По-вашему, мы никогда ничем не жертвуем?
     - На эту тему в Писании тоже  есть много интересного! Например, Бог сказал пророку Осии, что  ищет не жертвы, но любви, и  боговедения (понимания) более,  чем всесожжения.  Настоящая жертва – максимальное дарение света, готовность ответить любовью на любовь, создавшую мир.  Не применение  гибели  во имя высших целей, а подвиг ее преодоления.  На все это действительно не очень просто решиться. Задача из породы максимальных. Так что – вперед, жертвуйте на здоровье.  
     4. Смех и трепет 
     - Давайте-ка перейдем от мистерии к драме. Как в конечном счете выглядит история?
     - Тема - неожиданное откровение о том, что разрушение не является законом бытия, - отвечает Елена. – А сюжет таков. Наш герой – художник или психотерапевт-философ вроде знаменитого Юнга. И вот у этого человека наступает кризис. То есть он никак не может принять, услышать очередное откровение и в конце концов этой ситуации здорово пугается. Он готов на все! Вы заметили, что когда люди так говорят, обычно ничего хорошего они в виду не имеют?
     Наш Авраам принимает решение начать с нуля. Исподволь сжигает мосты, обрывает связи с близкими, с друзьями, с собственными достижениями. Однако этот его мир,  несовершенный, но живой и растущий, начинает бурно отстаивать себя. Люди отказываются оставить Авраама в покое, наседают на него. В конце концов он валится в обморок. Очнувшись, вдруг понимает, что разрушение – не инструмент. Даже в такой отчаянной ситуации. «Роды» произошли: это и есть его откровение. Только любовь может быть поступком, сильным действием, хотя существует прочная традиция  увязывать силу с негативом… Авраам пытается действовать по-новому, теперь его движения выглядят жалко и неуклюже, но реальность, пользуясь случаем, стремительно изменяется.
     - Каково было вашему второму составу, только что закончившему обучение в Студии, с ходу участвовать в мистерии наравне с опытными «морскими волками»?
     - Вот-вот, это была настоящая  жертва с их стороны, - кивает Владимир. – Удивительные ощущения, когда в игру приходят все новые люди. И еще мы очень благодарны тем, кого обычно называют словом «зрители». Это коллеги по игре, от которых очень многое зависит. Особенно на таких сложных маршрутах. 
     - Кстати, почему у вас зрители смеялись?  Что тут смешного-то?
     - Это ведь история об отказе от разрушения. Значит, и от страха. А где нет страха, там непременно есть смех. Вы проверьте.
Далее...

0 коммент.:

Отправить комментарий

 

Cтудия Театральной Импровизации. (с) 2010 ZAO