12.12.2010

Чтобы скорее кончилась эта ночь


    "Панорама"
 В начале декабря –  месяца тайн и чудес  –Театр Книги в  библиотеке Ломоносова и Студия театральной  импровизации  исследовали  волшебную силу историй. 
     - Дело в том, что совершенство – очень актуальная вещь, - рассказывает Маргарита Щелчкова, директор библиотеки Ломоносова. - Оно напоминает человеку о его истинной – тоже совершенной! - сущности. Театр Книги мы создали для того, чтобы шедевры человеческого духа вернулись к читателю. А точнее, читатель – к ним. Забывая о себе, мы забываем и об искусстве. Но можно ведь и вспомнить.
Существуют крайне актуальные шедевры. Эти книги могут принадлежать к разному времени, но информация, которяа в них заложена, необходима сегодня. Например, для спектаклей в Театре Книги Студия театральной импровизации выбрала тексты, в которых проявляется спасительная сущность литературы, то есть – повествования, истории, В «Декамероне» этот ритуал спасает от чумы, в «1001 ночи» – от несправедливой казни, причем в обоих случаях спасенными оказываются и рассказчики, и слушатели. А в «Улиссе» Джеймса Джойса спасение состоит в том, что автор различает в мельчайших частицах дня печального дублинца Блума бесконечную небесную вертикаль мифа, сияющую и радостную, как море. Частицы этих текстов стали репликами в игре.  В том числе – фраза, которая спасла Шахразаду: «Раскажи нам что-нибудь, чтобы скорее кончилась эта ночь».
     - Рассказывая, мы приблиажемся к смыслу событий, к сердцу реальности, - продолжает Елена Кушнир, директор Студии. – Чтобы обобщить, нужно прикоснуться к сущности. Это масштаб божественного зрения, всепроникающий, вселюбящий и всепрощающий, потому что основным инструментом изменения является любовь, а не возмездие. И вот мы учимся у Бога смотреть именно так.
     - На этот раз тему импровизации предлагали зрители. Очень хотелось, чтобы они прошли весь путь обобщения-объятия от жизненного материала до темы, и это сбылось, - говорит Владимир Шиманский, руководитель Студии. – А там уж тема раскрывалась в игре самым неожиданным образом – и для актеров, и для публики. Очень здорово, что не было ни одной банальной трактовки. Наша задача – не просто инсценировать историю, а выявить ее на уровне художественного акта, то есть открытого контакта с неизвестным.
     Второй день игры принес такую тему: стремясь к высшему, легко разрушить земное. А тогда и высшему не уцелеть, потому что они сплетены воедино.
     В игре возник такой неожиданный вариант: земное и небесное трактовалось как женское и мужское. Юноша, который боится женщин (а значит, и жизни), разрушает союз с любимой и тем самым делает шаг к гибели. Он не хочет даже признавать, что эта женщина была в его жизни. О ней напоминают только туфельки.  Молодой человек окружен какими-то странными людьми, то ли друзьями, то ли призраками, которые выманивают у него признание, что Она была в его жизни. Это не удается. Постепенно он впадает в оцепенение, затем происходит нечто похожее на смерть и даже похороны, однако странные гости, играя траурные ритуалы, в то же время тормошат покойника, ставят его на ноги, так что он в конце концов воскресает и сообщает им, что знает тут неподалеку одно место, лучшее по части свиных ножек. По дороге на этот карнавальный пир, у самой двери, герой вдруг признается: «Здесь была одна женщина, но у нее ничего не получилось». А ведь так часто бывает: нужно пройти через большие испытания, чтобы сделать небольшой шаг к жизни. Но даже маленький шаг – это путь.  

     Клавдия Шошева, филолог 

Далее...

0 коммент.:

Отправить комментарий

 

Cтудия Театральной Импровизации. (с) 2010 ZAO