"Труд-7"
Театр Книги в библиотеке Ломоносова пригласил в игру Джойса, Боккаччо и всех, кто соскучился по приключениям в области духа. В Кишиневской театральной
На спектаклях Студии становится ясно, какую волшебную роль играет в театре зритель. Так же, как актеры, зрители угадывают историю, которая раскрывается здесь и сейчас, иногда очень тонко участвуют в действии, а в библиотеке именно публика предлагала темы для импровизации. Кто-то нашел их заранее, кто-то торопливо записывал варианты в программке, где специально для этого было оставлено место. Из круга историй для спектакля выбирали одну, которая воплощалась в игре самым непредсказуемым образом – как для зрителей, так и для актеров.
- Есть очень разная классика, - рассказывает Маргарита Щелчкова, директор Ломоносовки и инициатор Театра Книги. - Для каждого времени это другой коллаж названий. Каждая эпоха выбирает из сокровищ прошлого те произведения, которые сегодня помогают быть собой. Именно в этой помощи - предназначение литературы, так что вопрос «Из чего состоит классика для нас?» - достаточно важный. А Театр Книги по мере сил провоцирует на поиск ответа.
Корр. - Как-то непривычно думать, что у искусства есть своя функция. Разве красота применима практически?
- И любовь, и красота - вещи абсолютно бескорыстные и необходимые, - поясняет Елена Кушнир, директор Студии. - Это даже не парадокс. Просто они - основа мира, а значит, и человека. И потому обладают особым уровнем практичности. То есть без них никак. Есть, например, практика развития человеческой сущности, ее рост и цветение. Так или иначе это делают все. Душа ведь живет. Чтобы восстановить ее дыхание, нужна молитва, самый тесный контакт с изначальной, порождающей энергией. И вот я есть! Ура! А дальше что делать? Следующий шаг после бытия духа - это свобода духа. Как развиваться? Как творить себя и мир? На эти вопросы дает ответ настоящее искусство: и его создание, и свободное, открытое, нешаблонное восприятие; оба процесса обладают творящей силой, в обоих случаях изменяется состояние человека, а следом изменяется реальность.
Корр. - Мне вот неясно, в чем состоит жгучая актуальность «Декамерона» и арабских сказок?
- У всех трех шедевров - участников нашей игры - общая тайна, - Владимир интригующе понижает голос. - Это чудесная, спасительная сила истории. В «1001 ночи» истории спасают и сказительницу-Шахразаду, и многих упомянутых ею персонажей от гибели, а царя Шахрияра – от безумной и вредной привычки казнить своих жен после первой же ночи. В «Декамероне», рассказывая истории, люди спасаются от чумы. А у Джойса в каждой частице обыденности проглядывает морской окоем мифа, то есть бесконечность, и в этом - спасение. Причем для всех: для рассказчика точно так же, как для слушателей.
Корр. - Ну хорошо, с историями разобрались, поговорим о реквизите. Что за привычка в вашем театре - есть во время игры? У зрителей слюнки текут. Предупреждайте хотя бы, мы будем поплотнее закусывать перед спектаклем. На этот раз чего только не было - вино, яблоки, хлеб…
- Родниковая вода и молоко, - подсказывает Елена. - Самим было страшновато, что так много всего, но ничего не поделаешь, надо. Настоящий хлеб, настоящая история - явления одного порядка, они очищают пространство. И потом, мы же после спектакля делимся с желающими, если что-то осталось. Все по-честному! Далее...
0 коммент.:
Отправить комментарий