30.11.2010

ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА С ГЁТЕ


«Труд-7 Moldova»,  11.11.10 
     Студия  театральной импровизации пригласила зрителей в золотой осенний  дендрарий на встречу  с самым загадочным романом Иоганна  Вольфганга Гёте. Зрители  пришли. И Гёте тоже.  

  1. Три айвы для тайного  советника
     Дивная  выдалась погода в эти выходные. И, конечно, глуяющих в парке «Дендрарий»  на Боюканах было множество.  Но стоило обогнуть по привычной дороге озеро, над которым как ни в чем  ни бывало кружили чайки, и место  вспыхивало неожиданной, удивительно  знакомой гранью. Пылающее в невесомом осеннем свете  круглое зеркало, красное вино в светлой бутылке, три шара айвы, дырявый ковер, огромный золотой полог, окутавший  старый венский стул… 
     Спектакль, которым Студия открыла свой четвертый  сезон, назывался «Большая импровизация с Гёте и золотыми деревьями». Мы уже привыкли к тому, что пространство и время игры подсказывают студийцам тему для импровизации. Ну и какое же отношение имеет к нашему осеннему дендрарию Гёте?
     «Оказалось, что прямое, - поясняет руководитель группы Владимир Шиманский. – Наш дендрарий – это пейзаж, созданный руками человека. Кстати, необыкновенно удачный вариант с разнообразной и тонкой  энергетикой. В мировой литературе есть только один роман, где создание пейзажа тесно переплетается с главной линией. Это «Избирательное сродство» позднего Гёте. Для 19 века парадоксальная вещь: не реализм – все необъяснимо, не романтизм – все очень ясно звучит. И в то же  время страшно: люди, преображая пространство и свою жизнь, не слышат их, действуют, не чувствуя. В результате возникает разрушение – как сада, так и жизни».
  1. Химия или алхимия?
     «Избирательное сродство»  - термин из химии: некоторые вещества решительно «выбирают» друг друга, расторгают старые связи и создают новые. Может  показаться, что Гёте, увлекавшийся наукой, на склоне лет позабавился иллюстрацией к химическим процессам, причем безжалостно наполнил эту иллюстрацию необъяснимыми изменами и смертями. Сюжет на первый взгляд простой:  муж и жена приглашают погостить в своем имении верного друга и юную племянницу, и семья внезапно распадается. Однако странное дело: супруги заранее знают, что приезд посторонних каким-то образом грозит их счастью, которого они ждали 10 лет. И все же идут на этот риск. Почему?
       «Потому что хотят понять, что же в их жизни утрачено, - отвечает Юлия Пынзарь, актриса Студии. – И понимают, что утрачена любовь. Но даже не пытаются  ее спасти».
     «Мы взяли из романа главную тему, - говорит актриса Анжела Енаки. - Любовь - единственная настоящая точка опоры для человека, но это настолько тонкая материя, что опираться на нее страшно, даже когда нет другого выхода. Разве можно избавиться от этого страха? Разве можно от него не избавиться?»
       «Мы не ожидали, что игра будет разворачиваться по линиям романа, - добавляет актриса Наталия Журминская. – Но именно так и случилось. У Гёте умирают трое из пяти действующих лиц. В первой игре тоже было три смерти, но ни одна из них «не удалась» - как бы по вполне логичным причинам. После спектакля в беседе со зрителями выяснилсоь, что это была тема тщетности разрушения, его бессилия – по большому счету. А вторая игра получилась более реалистичная, но еще более неожиданная. Персонажи не могли остановить свой выбор на том главном, что с ними уже произошло. И этот страх сказать себе: да, у меня есть любовь и я хочу ее сохранить – приводит к крушению всех начинаний». 
  1. Случайных очевидцев не бывает
     «Если говорить о времени, то осень играет в спектакле особую роль, - уточняет актер Рамин Мазур. - Это сезон урожая, принятия даров.  Кстати, в романе  Гёте намекнул: «Сеять легче, чем собирать урожай». Любовь – это великий дар и в то же время плод наших усилий, устремлений. Мы готовы стремитья к ней. Но готовы ли принять?»
     «В прогулке с Гёте участвовала стилист Валентина Радченко, - рассказывает директор Студии Елена Кушнир. – Продуманно-экстравагантные костюмы – ее трактовка «Избирательного сродства». А поскольку Гёте в этой игре присутствовал более ощутимо, чем предполагалось, то мне доставляет особое удовольствие представлять себе их галантную встречу с Валентиной на скамеечке после игры, в стороне от бурных обсуждений».
     Пожалуй, мы теперь знаем все об осенней  прогулке веймарского классика по Боюканам. Остался только один вопрос:  как реагировали на гётевскую алхимию случайые очевидцы - посетители парка?
     «Случайных очевидцев не бывает, все, кто смотрит игру хотя бы три минуты – зрители, - отвечает Владимир Шиманский. - От них, как всегда, исходило спокойное внимание. Мы стремимся создавать открытый диалог человека с миром, в идеале – близкий по ощущению к чуду. Так вот, по-моему, кишиневцы вообще не боятся чудес. А это не так просто, как кажется». 
     Елена Солнцева
Далее...

0 коммент.:

Отправить комментарий

 

Cтудия Театральной Импровизации. (с) 2010 ZAO