12.08.2010

Книгу Томаса Манна сыграли в Филармонии как джаз


  «АиФ» в Молдове 
     Прямиком  со двора через  торжественно-огромные двери зрители  проходили на сцену, чтобы убедиться: здесь все –  настоящее…И только после этого спускались в зал.
  1. О радостях любви
     Студия  театральной импровизации до сих пор не  общалась с традиционным сценическим пространством. Спектакли и карнавалы  разворачивались на улицах, в катакомбах, в саду, на берегу реки.
     - Сцена давно нас притягивала, - признается Елена Кушнир, директор Студии. – Ведь на самом деле ее любишь. Помните, как в детстве волновал закрытый занавес, блики гигантской люстры? Запах из буфета тоже играл не последнюю роль в этом трепете, но и не главную. Так вот: любовь никогда не бывает неправдой. Поэтому  нам казалась неубедительной известная трактовка сцены как площадки для создания иллюзий. И мы задали себе вопрос: в чем состоит тонкая сущность этого пространства?  
     Шаг на сцену Студия сделала благодаря  творческому сотрудничеству с Национальной Филармонией. Отсутствие денег на аренду не помешало игре. И вот на площадке, впитавшей музыкальную гармонию, унаследовавшей фееричность и храбрость цирка, который здесь был до 40-х годов, развернулись импровизации вокруг «Волшебной горы». Этот роман был написан Томасом Манном, гением  европейской литературы, между двумя мировыми войнами ХХ века. Прозвучала в спектаклях и тема войны, и
тема «челове-е-еческого» - так произносят в книге это  слово, усугубляя беззащитность  «человеческого»… и выявляя его  неистребимую, полную золотого покоя  связь с сущностью мира. Зрители отмечали музыкальные ассоциации: «Напоминает джаз». Кстати,  великий романист любил повторять, что стал бы композитором,  не будь у него литературы. Стало быть, Манн, Филармония  и Студия объединились в неслучайный тандем. И что же рассказала о своих тайнах сцена?
     - Сцена – уникальный метафизический инструмент, который до сих пор не освоен в этом качестве, поскольку был  обретен в эпоху рационализма, - рассказывает Владимир Шиманский, руководитель Студии. – Это естественный шаг от внешнего, янского античного амфитеатра в сторону внутреннего, иньского пространства. Путешествие во внутреннюю бесконечность человека, крупный план. Сцена удобна для создания самых разных миров, не только иньских, и для наблюдения за ними. Но все они создаются в замкнутом пространстве, как бы в реторте, где лучи происходящего отражаются от стен и   фокусируются в центре, усиливая изменения.   

      2. Тангейзер вверх ногами 
     - Принцип сцены совпадает с принципом манновской книги, - дополняет Елена. - Это – герметика, то есть замкнутое и усиленное преображающее воздействие. Кстати, Волшебная гора - и алхимический инструмент, и жилье Венеры, из которого бежал рыцарь Тангейзер, покинувший влюбленную богиню. Была в средние века такая печальная легенда, которую Манн перевернул вверх ногами. Его Тангейзер, молодой буржуа Ганс Касторп, остается в санатории «Берггоф», где имел глупость влюбиться в таинственную и ускользающую мадам Шоша. Ему удается достичь преображения, освободиться от всех иллюзий, которые мешают этой очень непростой любви. А в финале мы видим Ганса Касторпа обезумевшим винтиком в механизме первой мировой войны. Кажется, то, над чем он трудился, исчезло. Но эти изменения нельзя стереть. Все не напрасно.  Любовь, усилия, радость не тщетны никогда. Если изменяется человек, изменяется мир: вот общая алхимическая тайна искусства и жизни. Театр – одна из форм преображения реальности через себя самого. А сцена – простой и точный инструмент, комната в комнате, которая концентрирует происходящее до максимума и очищения.
     - Сцена Филармонии делает это очень мягко, - замечает Владимир. - В театральных сценах обычно больше напряжения. Кажется, что в воздухе висит свеча, которая должна зажечься во время игры. А здесь был совершенный,  удивительный цветок. Это активное и тонкое пространство напоминает сущность Кишинева, с которой мы привыкли общаться во время карнавалов. Следующий наш проект, карнавал «Кишиневское Лето» 14 и 15 августа, как будто получил благословение от сцены, и это - еще один оттенок радости. 
Далее...
 

Cтудия Театральной Импровизации. (с) 2010 ZAO