ГУЛЯЕМ С ЕДИНОРОГОМ В САДУ
«Труд-7 в Молдове», 20 мая 2010 года
«Труд-7 в Молдове», 20 мая 2010 года
Студия театральной импровизации продолжает игровой диалог с пространством Кишинева, который рассказывает актерам и зрителям самые неожиданные истории.
1. Тыква и золотая волна
Среди цветущих яблонь под медовое гудение голоса Пресли неторопливо вышагивало бело-золотое волшебное существо. «К чему бы это?» – спросили мы Владимира Шиманского, руководителя Студии театральной импровизации. Студия давно облюбовала сады «Moldova-film» для своих весенних игровых путешествий. Уже третий год в начале мая под деревьями разворачиваются непредсказуемые, странные и весьма близкие к нашей жизни драматические истории.
В. Ш. - Единорог пришел в этот сад вслед за Мальте Лауридсом Бригге, - охотно пояснил Владимир. - Есть такой персонаж у немецкого поэта Рильке, сочетание хрупкости и отваги. Одинокий больной отпрыск угасшего рода, затерянный в Париже, Бригге вдруг начинает видеть мир - его красоту и его запустение, и садится писать дневники только с одной целью - сделать хоть что-то, чтобы этот мир стал ближе к себе самому. «Нельзя же оставить так!». Единственное, что может Мальте – вести свою летопись. Значит, она должны помочь.
- Ну хорошо, а сам-то Мальте как сюда попал?
В. Ш. - Прямиком из Парижа.
- Вы его, так сказать, ждали?
В. Ш. - Нет, но без него мы бы не справились. Видите ли, Студия играет свой третий сезон. В прошлом году мы специально выстраивали репертуар по определенной драматургической линии. А в этом обнаружилось, что разные точки игры как бы сами создают общую мозаику сюжетов. Истории, которые мы находим во время импровизаций, связаны между собой. Вот например, первая игра нашего сезона в библиотеке Ломоносова была о танго и, стало быть, о храбрости, которая осеняет человека неожиданно, как любое утешение. Потом на вокзале сыграли «Ожидание № 2010». Возникла тема изменения мира, его преображения, ведь только этого и можно ждать, остальное с нами всегда. Мы так или иначе помогаем миру измениться, и это происходит. Даже когда мы думаем, что ничего не получилось. Даже когда ничего не получается.
- То есть как это?
В. Ш. - В первый день история была такая: изменения произошли, а персонажи этого не уловили, они продолжают свои попытки с нарастающим отчаянием, которое, однако, над ними не властно – ведь мир изменился. В какой-то момент отчаяние приводит наших героев к агрессии, почти к убийству. И вот после этого развороченную площадку вдруг накрыла золотая волна. Две девушки пронесли огромную прозрачно-золотую ткань с бубенцами, она звенела, как цветущее дерево, лилась по каменному полу, как облака по вершинам гор, гладила людей и предметы, особенно долго не могла расстаться с большой тыквой, словно та особенно нуждалась в утешении… Эта «волна» пришла спонтанно, она не была придумана заранее. А во второй игре, как эхо, родилась история о том, что если чего-то действительно ждешь, оно исполнится, пусть даже через много лет. Все это, согласитесь, неуловимо связано с храбростью.
2. Гадание по яблоням и гобеленам
Наконец мы приблизились к весеннему саду. Куда зовет нас цветение в этом году? Оказалось - в прозрачную глубину средневековья. Созерцание сакуры в Японии; майские игры во Франции, где вершина весны совпала с праздником любви, а любовь – с основой мира… И здесь, в саду, нас ждал (как будто на вокзале, честное слово!) не кто иной, как Мальте Лауридс Бригге. Потому что май французского средневековья отражен в любимых гобеленах Мальте, пурпурно-золотых и небесно-нежных. Гобелены называются «Дама с Единорогом», они мягко рисуют пять человеческих чувств и шестое – «Желание моей души». Вот тут и пришел Единорог, а вокзальное ожидание превратилось среди цветущих деревьев в желание и уже откровенно переплелось с темой храбрости. Тема первой игры: желания не исполняются только потому, что мы не осмеливаемся их слышать. «Что же делать, если они не исполнены?» – спросил второй спектакль. Весна ответила: набраться храбрости и все-таки исполнить их. «Над всем завершенным встает неисполненное и растет», - пишет бесстрашный Мальте. Значит, самый верный способ помочь таинственному движению мира – исполниться самому.
- Получается такое гадание… на гобеленах, цветущих деревьях…
В. Ш. - Залах ожидания, временах года… Кстати, Рильке любил путешествовать, бывал в России, и Мальте неслучайно оказался именно в весеннем Кишиневе. Его дневники обрываются на самой напряженной ноте… непонятно, как и чем все кончилось. Но в своих записях он часто упоминал о рае, а встретились мы с его текстом и его Единорогом в цветущих деревьях. Так вот, по нашему гаданию, или угадыванию, или ощущению, это не совпадение, а знак: всем своим нежным и бесстрашным сердцем Бригге заслужил цветущего райского сада, причем здесь, на земле. Таков уж его принцип: рай должен быть здесь, сейчас и для всех. Иначе он бы просто не согласился. Стало быть, для Мальте преображение реальности состоялось. Как ни странно, его записки сработали. «Обещанное исполняется» - с каждым цветением человека и мира.
Далее...