22.01.2008

"Восьмая Зима" 2008


Собств. Корр. «Аргументы и факты» - Молдова №3,2008г.

Творческая "банда алхимиков" попыталась обнять город

Карнавал умер - да здравствует карнавал!

Жила-была мечта о том, чтобы в Кишиневе случился карнавал.
Ведь карнавал-это не просто массовое развлечение; это древняя форма всеобщего, уличного, незабываемого освобождения от всех иллюзорных границ, а значит, - единство человека с самим собой, другими людьми и всем миром. Кажется, эта традиция утрачена, однако мечта о карнавале живет в нас как ощущение настоящего праздника, который существует всегда; нужно только суметь его выявить. Как известно, самые сокровенные желания сбываются на Рождество.


Студия театральной импровизации давно разрабатывает современные формы карнавала. Эта творческая «банда кишиневских алхимиков» намерена спровоцировать в Кишиневе новую карнавальную традицию. Как ни странно, это и происходит. В День города по центральной улице прокатилось колесо «Кишиневского Декамерона». На Святках студия осуществила следующий карнавальный зачин – трижды сыграла спектакль «Сборник ритуалов. Восьмая зима», охватив нижний город, центральный проспект и верхний город.
Причем это было общение не только с городом, но и с загадочной сельской «Маланкой» - карнавальной игрой, которая в свою очередь ведет беседу с двумя потоками: Рождеством и античными Элевсинскими мистериями. Эти мистерии были посвящены удивительной вещи: улыбке. Нужно было рассмешить скорбящую богиню Деметру, от улыбки которой расцветает земля.

«Собственно, городская карнавальная традиция отличалась от сельской, - говорит руководитель студии Владимир Шиманский. – В городе игра строилась вокруг исчезновения социальных рамок, вокруг карнавальной свободы. В селе происходил земледельческий ритуал. Подтолкнуть колесо природы к свету и плодоносности, почувствовать в возрождении мира – это понятно: не пускать же такое серьезное дело на самотек. А мы то что на своем кишиневском асфальте сеем? Но ведь плодоносит не только земля! Вот это и было нашим полем: возвращение к тонкой реальности. Карнавальная проработка городского пространства с целью повышения плодоносности духа».

Что же творилось на зимних столичных улицах? Окликание карнавала, который и являлся в разных обликах: шута, стола-облака, юной охотницы верхом на «коне», которая бросала в толпу золотые яблоки, а затем – в образе тростниковой лодки. «Эта лодка делает ощутимым невидимое море общности, которое обнимает всех нас, - поясняет Анжела Енаки, актриса студии. – Затем мы обращались к небу, к земле, после чего происходила их свадьба и Рождество».

И снова, как осенью, сердцем игры были музыканты – Руслан Чоту, Максим Пивкин, Степан Сысоев. Но кроме ударных звучали таланки. «Нам дал их для этой игры Андрей Тэмэзлэкару, - рассказывает Владимир. – И еще он дал нам главную идею этого спектакля. Андрей сказал, что можно играть на скрипке, а можно ее обнимать. И что нам нужно – обнять карнавал. Не придумывать его, а ощутить и принять».

Концептом «Сборника ритуалов» стало – прикосновение. Нежное, трепетное прикосновение – к плачущей Деметре, к юной Богородице, к снегу, покрывающему землю. Образом такого прикосновения для студийцев было «Рождение Афродиты» - античный барельеф знаменитого «Трона Лудовизи». То, с какой любовью и осторожностью две женщины помогают третьей выйти из воды, или из небытия?

«Как религия, так и карнавал перестали быть общественным актом – они стали результатом индивидуального выбора, - говорит Елена Кушнир. – Сегодня человек верит не потому, что верят все, а потому, что осознал и выбрал свой путь. И карнавал в Кишиневе существует не потому, что так принято, а потому, что он нам необходим».
Далее...

0 коммент.:

Отправить комментарий

 

Cтудия Театральной Импровизации. (с) 2010 ZAO