19.03.2010

ТАНГО С БОРХЕСОМ


Аргументы и Факты
      Накануне  весны в Кишиневе открылся Театр Книги.  Очень хочется сказать – раскрылся, как книга или первоцвет. Была такая давняя мечта у сотрудников библиотеки имени Ломоносова, и вот она осуществилась. Для этого весеннего раскрытия Маргарита Юрьевна Щелчкова, директор Ломоносовки, пригласила Студию театральной импровизации. Оно и понятно – в репертуар Студии вовлечено полдюжины шедевров мировой литературы, среди которых – японская позия, «Игра в классики», «Волшебная гора»...
     – Театр Книги – это уникальная возможность обновить контакт читателя с литературой, сблизить восприятие и  творчество, вернуться в пространство трактовки, интерпретации, значимости каждой точки зрения, – рассказывает Маргарита Юрьевна. – Текст как пространство игры – вот основной принцип такого театра. А значит, пространством игры становится и библиотека. В добрый час!
     – Одновременно с Театром Книги открылся третий сезон нашего театра, – говорит руководитель и актер Студии Владимир Шиманский. – Каждый раз драматургия сезона складывается в самостоятельный сюжет, которого мы ждем, как дети ждут подарка, а взрослые – чуда. Всю осень и зиму наша группа разрабатывала концепт ритуально– драматического театра – этот современный формат нуждается в постоянных исследованиях. Так что мы надолго погрузились в зеркальные глубины своего репетиционного зала в известном столичном лицее «Gaudeamus» – и вот снова вышли на поверхность перед самой весной. Первой точкой игры стала библиотека… Вторая точка – зал ожидания железнодорожного вокзала. Ожидание завершится среди цветущих деревьев – это будет наша традиционная весенняя игра  в саду. В финале весны мы перенесем собранную во всех этих местах энергию в алхимически замкнутый объем классической сцены. Это ведь магический инструмент, который позволяет достигать максимальной концентрации  процесса.   
     – Для нас идея Театра Книги очень близка, – поясняет Елена Кушнир, режиссер Студии. – В основе нашего театра – принцип диалога с реальностью; в своих репертуарных спектаклях по Томасу Манну, Борхесу, Кортасару, Басё мы вели игровые  диалоги с великими стихами, романами, рассказами. Вообще говоря, в этом сезоне Студия развивает «Большую импровизацию»,  экстремальный проект, где ничего не известно заранее – и текст, и сюжет актеры находят во время игры. Но мы решили, что, кроме спонтанных реплик, будем пользоваться фрагментами любимых текстов, строить из них коллажи. Потому что на самом деле литература – это наша речь в максимальном ее проявлении. Конечно, актеры стали дополнять коллажи самыми разными цитатами – из Германа Гессе, Бродского, Гарольда Пинтера. А хороший коллаж – это всегда возможность по-настоящему увидеть все его составляющие… И обнаружилась удивительная вещь. Мы почувствовали, что поэзия и проза обладают особой энергией по сравнению с репликами из пьес, потому что здесь вся энергия – в тексте, а в драматургии – частью в действии, и только частью в словах. Прозаические реплики звучат сильнее! Но и применять их нужно с осторожностью, чтобы вся игра не превратилась в текст.
      Проект  назывался «Февральское танго в библиотеке». Логическому объяснению на первый взгляд  поддавалось только одно слово – «февральское»: спектакли игрались в два последних вечера зимы. Остальное казалось необъяснимым, но было основано на строгой логике. Например, при  чем тут танго? А все просто.  Великий аргентинский писатель Борхес был директором Национальной библиотеки. Стало быть, если библиотека, значит, Борхес. А Борхес – автор «Истории танго» на нескольких страничках (со строго логичным подзаголовком «фрагмент»). И вот оно, танго в библиотеке.
     Потанцевали с Борхесом совсем неплохо. В его трактовке танго – это ностальгия по храбрости, которая у аргентинцев все-таки была – в эпоху гаучо и головорезов- «куманьков» с окраин Буэнос-Айреса. Неукротимую храбрость одиночки Борхес подмешивает к просветленной отваге индивидуальности, к моментам, в которые человек всегда остается один, не считая неба, один, независимо от того, сколько еще людей вокруг, – и принимает главные решения в своей жизни. Благодаря Борхесу именно этот метафизический синтез неукротимости и просветленности воскресает для нас в живучей, как дикая яблоня, музыке уличного танца. Именно эта храбрость «таится в цвете наших глаз, в каждой нашей любви» (текст из «Игры в классики» другого аргентинца, Хулио Кортасара). Именно эта храбрость нужна была и актерам, и зрителям «Февральского танго», чтобы угадывать смысл происходящего в игре, так же как его угадываешь в жизни. Было два дня и два разных спектакля на одну тему… Попытки откровения, попытки общности, поражение – и неожиданное, необъяснимое торжество любви. «Очень, очень знакомая история», – как сказал персонаж, который разгуливал по библиотеке в длинном белом плаще и босиком.
     Вы  танцуете танго?..        
Далее...

1 коммент.:

театральный Лягушатник on 7 апреля 2010 г. в 22:56 комментирует...

О, надо мне Борхеса как-нибудь почитать.

Отправить комментарий

 

Cтудия Театральной Импровизации. (с) 2010 ZAO