24.12.2007

ЕЖЕГОДНЫЙ КАРНАВАЛ «КИШИНЕВСКОЕ ЛЕТО»


Описание проекта  
Тайна карнавала 
     Сегодня во всем мире карнавал – великолепное развлекательное зрелище. На самом деле это гораздо более волшебная и насущная вещь: общий игровой прорыв к настоящему в себе и в мире. Именно об этом прорыве нам всегда шепчет предчувствие праздника. Предчувствие или канувший в прошлое многовековой карнавальный опыт? Дни карнавала – Золотой Век здесь и сейчас, реальность, освобожденная от лжи, а значит, и от смерти, потому что смерть в карнавале – всего лишь одна из иллюзий, над которой смеются.
     Мы  разрабатываем эту возможность праздника, опираясь на открытия философа и литературоведа Михаила Бахтина, который воскресил тайну карнавала в ХХ веке. Студия театральной импровизации сыграла в 2007 свой первый карнавал, а в 2008 – четыре, по штуке на сезон; уникальный случай в мировой практике. Вероятно, это означает, что на самом деле карнавал происходит всегда, и выявиться, раскрыться он может ежесекундно. Интересно, что эту информацию нам подарил город, в котором карнавала исторически не было.
     Село  не выдохнуло карнавал в город. Он жил и до сих пор живет на Севере в ритуалах Маланки, в загадочных сельских зимних играх, которые восходят к античным Элевсинским мистериям. Плачущая Маланка, которая бродит под Рождество по молдавским селам от дома к дому и жалуется на судьбу, казалось бы, вовсе не карнавальный персонаж. Но она же Мелания, в переводе с греческого – Черная, а значит, по всем мифологическим параллелям, Деметра, Земля. Был такой иконописный канон, очень древний, в котором Богородица изображалась черной; Земля, рождающая Бога. Карнавальная свита молдавской и балканской Маланки  стремится ее рассмешить: пока не улыбнется Деметра, не кончится зима, не начнется рост и цветение. Помните Царевну-Несмеяну? Вот-вот.
     Но  это – природный, земледельческий  ритуал. Подтолкнуть колесо природы  к свету и плодоносности, поучаствовать в сезонном возрождении мира – это понятно; не пускать же такое серьезное дело на самотек. А мы-то что на своем кишиневском асфальте будем сеять? Что такое городской карнавал? В чем сакральное зерно города? Внутренняя бесконечность (индивидуальность) каждого и позитивная общность всех.
     Я как-то оговорилась, что важнейшей  сельхозкультурой Молдовы является душа. Но ее не желают выращивать.
     Вероятно, именно это и будет нашим полем. Возвращение к тонкой реальности. Карнавальная проработка городского пространства с целью повышения плодоносности духа.
     И, кстати, рождение городского карнавала  создает один из волшебных мостов между селом и городом. Происходит их карнавальная свадьба.
       
     Тема  карнавала 
     У каждого нашего  карнавального  сезона  сложилась своя драматургия. Мы искали вариант, который мог бы оказаться единственным в году, и нашли: «Кишиневское лето». Лето – время максимального света, объятия с миром. Классический карнавальный рай на земле. И карнавал – как возможность раскрыть это летнее ощущение счастья в масштабах города. Тема счастья глубока и разнообразна. Мы определили ее так: возможность счастья, хрупкость счастья, бесконечность счастья – одно раскрывается через другое, и особенно явно  все это чувствуешь летом. Эту тему разрабатывают наши карнавальные ритуалы и драматические импровизации.

     Игровая основа (карнавальный ритуал) 
     Игровые, то есть театральные формы карнавального прорыва к истинной реальности искала и находила каждая эпоха, и не все эти находки сегодня органичны. Именно поэтому карнавальный процесс почти исчез: театр не мог создать форму карнавального ритуала, которая отвечала бы глубине человеческой индивидуальности, открывшейся в 19-20 веке.
     Теперь, молитвами Антонена Арто, Ежи Гротовского  и других святых современного театра,  театральный опыт дополнился по-новому увиденным ритуальным началом, и  возвращение карнавала будет происходить по всему миру.
     Именно  из-за его ритуальности карнавал ошибочно путают с этнографией. Но ритуал – не обязательно  фольклор и не обязательно обычай. Он может быть новым, его можно создать, и не всегда эта найденная форма нуждается в повторении. Повторяемо и циклично обращение к сути карнавала, а не формы этого обращения.
     Наша  Студия прорабатывала принцип карнавального  ритуала на протяжении 7 карнавалов. Обнаружилось вот что.
     Карнавальный ритуал – это позитивное и открытое общение человека с пространством в форме короткого театрального действия.
     Ритуалом может стать любое движение, даже самое «тихое», которое человек услышал в себе и реализовал вовне, слушая, как именно оно изменяет пространство вокруг. Мы ведь всегда слушаем и себя, и мир, но не всегда осмеливаемся придавать этому значение. А можно научиться. И карнавал – одна из таких возможностей, когда учатся все вместе, на улицах. Это вариант настоящей общности: только услышав себя и реальность, можно услышать других.
     Неудивительно, что на уровне профессионального  театра такого рода действия выглядят необычно и неожиданно даже для самих авторов. Собственно, это способ выйти на художественный прорыв.
     В карнавальной атмосфере могут существовать и элементы, привычные для уличных праздников, перенимая звучание и цвет главной несущей волны. Но необычного, сущностного, поразительного должно быть больше, иначе оно перестанет звучать как камертон.
      
     Костюм  и маска 
     Карнавальный  костюм – тоже магический инструмент изменения пространства, а не публичная шутка. Он может быть смешным, а может и не быть. Он просто должен быть по-настоящему. Выходит, мы общаемся с настоящим в разных формах и проявлениях. С настоящей радостью, с настоящим городом, с настоящими предметами. Достаточно двух-трех сильных акцентов – большой кусок воздушной ткани, повязанный  вокруг шляпы, или золотой шнур вместо пояса, к которому подвешено перо, или длинные разноцветные ленты из прозрачной ткани, повязанные на пальцы вместо колец и свисающие до земли (а на запястьях – браслеты из бахромы).
     После всего вышесказанного вы, наверное, уже не удивитесь, что карнавальная маска, в отличие от маскарадной, ничего не скрывает. Она, так же как костюм  – магический инструмент общения человека с миром.
     Так же непредсказуем и красив карнавальный объект (реквизит карнавальных шествий, прогулок и ритуалов). Это может быть просто тростинка с длинными, стелющимися по ветру разноцветными лентами из прозрачной ткани (другие не слушаются ветра). Или обыкновенная фетровая мужская шляпа, перевернутая, которую вы непринужденно несете на плече или на голове, как некий ценный груз, а из нее растет целая башня из разных  вещей, скрепленных между собой; такой передвижной натюрморт.

     Карнавальный  смех 
     А как обстоит дело со смехом? Возрождающий, обновляющий реальность карнавальный смех известен магии и культуре со времен древнейшего мифа о смехе, о котором мы знаем благодаря Лейденскому папирусу. Он не мог оскорбить и унизить человека, потому что уничтожал только ложное, в том числе смерть, которая – всего лишь одна из иллюзий. Но тогда смех, любовь и божественное начало были просто-напросто неразделимыми синонимами. «Включались» они одновременно. Теперь существует много разных форм смеха, достаточно плоских и ни в каких отношениях и с истинной реальностью не состоящих. Поэтому сегодня смех  – не основа, а главный инструмент карнавала. Смех рождается из радости, а радость – из контакта с  позитивной сущностью мира.  Если этого нет, то и смех не поможет. А если есть, вот тогда будет смеху! Причем именно карнавального, такого, что только держись.

     Шествие
     Ядро  шествия - профессиональные группы самых разных театральных стилей, но с общей максимой, с общей карнавальной задачей, которые реализуют основную игровую структуру.
     В каждом шествии переплетаются карнавальный ритуал и драма, партитура и импровизация. Короткие постановочные ритуалы (3-5 минут) составляют основу шествия, а завершается оно драматической импровизацией актеров Студии (20-40 минут) или любым другим крупным действием актеров-профессионалов.
     Движение  шествия – это импровизация на летнюю тему счастья, по форме близкая к танцу, в которой чередуются спонтанные ритуалы и драма.
     Воздух шествия, его плоть – зрители, которые могут просто идти вместе с нами и наблюдать, могут танцевать и принимать участие в импровизациях.
     Маршруты шествий могут обнимать самые разные городские пространства, которые необходимо разбудить или просто пообщаться с ними. Когда карнавальное время достигнет трех дней, карта шествий потихоньку начнет превращаться в весьма интересный и разветвленный ковер. Пока что мы прорабатывали основную линию городского «дерева».

     Площадка  для игры 
     Чтобы ритуалы и импровизации были видны  всем участникам шествия, действие может происходить на передвижной сцене – грузовике с опущенными бортами. На этой площадке мы формируем маленькое игровое пространство, все время изменяющееся, текучее – главный принцип карнавала! Сюрреалистическая комната без стен – декорация драматических импровизаций –  то и дело будет превращаться в декорацию карнавальных ритуалов. Эта площадка плывет в середине шествия, во время движения на ней могут располагаться музыканты.
     Именно  по этому принципу можно создавать  карнавальные площадки-сцены. Это -  самостоятельные эстетические объекты, которые живут своей жизнью; фрагмент равен целому.

     Прогулки  и ритуалы. Играют зрители!
     В промежутках между шествиями  карнавальная жизнь в городе не прерывается. Ее продолжают карнавальные актеры - зрители, которые прошли тренинги в Студии. 
     Мы разработали интенсивный карнавальный курс, рассчитанный на 7 часов, а также максимальный, который может длиться, например, три месяца по одной встрече в неделю. В занятия входят: лекции по теории и истории карнавала; театральный тренинг, включающий навыки общения с аудиторией и городом; медитация на свой костюм; медитация на свой карнавальный ритуал. А дальше - репетиции карнавальных ритуалов в Студии, поправки и рекомендации. Каждому карнавальному актеру поручается конкретное место и время игры в городе – помимо тех, которые он выберет сам.  Он также создает из друзей и знакомых «карнавальную свиту» - зрителей для своей игры.
     Есть  самый простой вариант ритуала, доступный человеку в любой физической форме и возрасте: прогулка в карнавальном костюме, с карнавальным реквизитом и в карнавальном настроении. Оба варианта – мини-спектакль и прогулка – легко совмещаются.
     Впоследствии  такие участники будут включаться в карнавал без всякого контроля с нашей стороны, образцом и обучением для них послужит сам карнавал. Однако карнавальные тренинги будут происходить весь год, чтобы все желающие могли подготовиться к игре наилучшим образом.
     Именно  такая структура должна быть у карнавала: несколько основных лучей и свободный творческий процесс  всех желающих – вокруг этих лучей.
     А что же зрители, которые не были на тренингах и просто пришли на карнавал? Для них мы проводим перед игрой короткий тренинг и рассказываем о том, как самое простое движение превратить в ритуал. Раздаем карнавальные объекты и учим с ними обращаться как с инструментами преображения пространства. Это не только сближает актеров и публику. Это короткий театральный мастер-класс посреди улицы, передача весьма важного художественного опыта.  

     Музыка
     С первых шагов карнавала его музыкальную среду заботливо пестовал Руслан Чоту со своей группой «Йод-Актив». Вокруг ударных инструментов витали саксофон, аккордеон и карнавальные крики, специально разработанные Студией. В 2010-м в карнавальное лето спланировал «Cuibul» со своим сюрреалистическим кишиневским мелосом.
     Классическим  звучанием «Кишиневского Лета»  стала импровизация на темы «Summertime» и «Караван». В этом году мы пригласим также несколько тем из молдавского фольклора, трактующих  лето и счастье, - благо замечательный исследователь народной музыки Андрей Тэмэзлэкару оказывает Студии научную поддержку,  то есть отвечает на бесчисленные провокационные вопросы. К примеру, просьба напеть «любую дойну, которая подходит для спектакля по Гёте» не вызывает у него ни малейшего удивления. Именно он рассказал нам о криках, которые  являются важной частью карнавального пространства.

     Карнавальные  крики 
     Они вроде бы даже начинают получаться. У нас ведь особые крики. Мы бережно их разрабатывали, и чем сложнее оказывалась эта задача, тем большего мы ждали от  ее разрешения.
     Крик  – всегда передача информации, но не только бытовой и не только эмоциональной. В театре, в карнавале крик может рассказывать истории, развивать темы. Это повествовательный крик.
     Мы  старательно искали грань между  криком и пением. Главное отличие  – скорость: возможность крика  возникает и исчезает мгновенно, ему нужно следовать быстрее и так же быстро выходить на максимум громкости, объема. В нескольких криках можно высказать очень многое, причем тонко, неиллюстративно. Крик способен быть даже намеком.  
     С ним связан еще один короткий карнавальный мастер-класс для зрителей. Ведь крик, издаваемый во все горло с самыми лучшими намерениями, но без всякого умения, способен пошатнуть звуковое равновесие шествия.
     В 2011-м нам предстоит разработать вариант базисного, доступного всем крика, показать его нашим великолепным зрителям перед началом игры и чуток их потренировать. Уговор таков: когда возникают крики, публика сначала слушает основное звучание,  а потом бережно создает звуковой фон. Эта проработка способна очень многое дать и зрителям, и игре.

Карнавал «Кишиневское Лето – 2009» 
     Итак, этот карнавал – возможность в необычной, тонкой театральной игре принять летний максимум света и счастья. И не только принять, но применить. Сначала в карнавале, а потом и в жизни: как-никак, игровой опыт уже есть.
     Впервые мы осуществили эту идею 15 августа 2009-го года. По Кишиневу прокатились три шествия в сторону летнего счастья – Утро, День и Вечер. А в промежутках между шествиями в разных точках города играли зрители.
     Эффект  был настолько силен, что через  три дня после игры пришлось устроить общий тренинг для актеров и зрителей и побеседовать о том, в какое русло направить полученную нами творческую энергию. Возник ясно различимый импульс к исполнению желаний. Многие из них действительно исполнились. Не иначе, карнавал обновляет нашу способность слышать свое предназначение
     А встреча после карнавала для участников, желающих поглубже осмыслить его результаты, стала еще одной традицией «Кишиневского Лета».

Карнавал  «Кишиневское Лето – 2010» 
     В игре потихоньку выявляется волшебная цельность вещей: шествия чередуются с игрой в определенных точках, ритуалы – с драмой, постановки – с импровизациями, наш маршрут соединяет Нижний город с его извилистыми улочками и Верхний город, пронизанный прямыми линиями, более мягкий, земной парк им. Штефана Чел Маре и небесный, вертикальный Кафедральный парк.
     Теперь  карнавальное время обняло два дня, а действие состояло из четырех частей, как соната.
     В первый день мы «разбудили» основную вертикаль старого города, двигаясь от точки его рождения, реки Бык, через нижний город в центр. Это – прорастание снизу вверх, «Лестница-Дерево».
     Во  второй день игра началась в Верхнем Городе, возле Башни (водокачка, она же Музей города). Оттуда мы спустились на центральную улицу. Это – ответное движение сверху вниз, или «Луч».
     Шествие по центральной улице в сторону парка им. Штефана Чел Маре – горизонталь – дополняла наше вертикальное движение. Это «Дорога».
     А игровую проработку парков и переход  из одного в другой можно назвать  «Кишиневская Монада» (знак, объединяющий инь и ян). Завершилась игра под сенью Триумфальной нашей Арки, наивных и убедительных Ворот Счастья. Чем еще может быть этот символ? Кому нужна другая победа? Графическая основа «Монады» – восьмерка, знак бесконечности, который мы создаем и создаем в игре вокруг столбов Арки, и круг, в который вписан этот многолепестковый цветок.
     На  сей раз карнавальная энергия наполнила каналы, отвечающие за структурирование не только собственной жизни, но мира. За воплощенность необходимого и настоящего. Открыла дорогу для преображения пространства, для создания новых, неожиданных, необходимых форм и структур.
     Все, как говорится, одно к одному. Потому что с первых же минут игры мы оказались в совершенно новом и неожиданном для нас Кишиневе. Ощущение камерности, интровертности, «комнатности» города исчезло.
     Это было разомкнутое и безграничное пространство, где возможно все, что любовь.
     На  Кишинев можно опираться. Наконец-то можно опираться как на помощника  в самых решительных попытках жить.
     Янская, активная энергия города  проснулась, но она несет замечательный и драгоценный   оттенок иньской мягкости. В городе начала раскрываться гармония инь и ян, которой так много в молдавской природе. Карнавал ведь и пришел оттдуа, из сельских, природных глубин. Наработанный гармонизирующий импульс перетекает из природного уровня в городской, из биологического – в духовный. Медленно растет мост симпатии, связи между  селом и городом, мост, который уже проглядывал в этом тексте. Из чего же у нас мост? В Японии для встречи  влюбленных созвездий –  Волопаса и Ткачихи – его составляют сороки, а кто поженит село и город? Стрекозы, может быть? Ну, как бы там ни было, радуга всегда под рукой.

Карнавал  «Кишиневское Лето – 2011» 
     Мы  очень надеемся, что в 2011-м игра  развернется на три дня. Наша задача – расширить дыхание карнавальной жизни, чтобы она стала естественной для кишиневцев и Кишинева.  В течение трех дней в городе будут происходить чудеса, причем с завидной точностью и оставляя ощутимые следы. Карнавал  научил нас одаривать город, например: мосту – ленты, реке – золотой мяч и цветы, улицам – раковины и башни, сплетенные из ивовых прутьев. В 2011-м нужно быть щедрее: карнавал оставит после себя  целые инсталляции, произведения искусства, украшения. Некоторые можно будет унести, и они найдут хозяев. А некоторые впишутся в городской пейзаж надолго, их возьмут себе ветер и дождь.
     По  идее, карнавальные события не пересекаются, они следуют друг за другом и разворачиваются ярко, но неторопливо, как летнее время. Структура «Кишиневского Лета – 2011» задействует и новые пространства, и те, которые уже были проработаны в 2009 и 2010 годах, но задействует их по-другому. Они служат точкой опоры для роста, расширения игры.
     В первый день мы снова обращаемся к вертикали старого города, но проходим ее всю целиком, от точки его рождения, реки Бык, через Нижний город и центр к Верхнему городу. Это – «Лестница».
     Во  второй день игра начинается с шествия  по центральной улице, и мы опять-таки проходим ее из конца в конец, от магазина UNIC до больницы Тома Чорба – горизонталь дополняет вчерашнее движение снизу вверх. Это – «Дорога». Затем игра  будет вспыхивать в разных точках Кишинева, перекликающихся между собой: центр – Рышкановка, Ботаника – Боюканы, в полифонию включатся все основные районы. Это – «Круг».
     Третий  день – «Возвращение к Центру», то есть прикосновение к сущности.  Из четырех точек города, сориентированных по сторонам света, шествия стекаются к центру, где возникают игровые диалоги между разными актерскими группами, карнавальные ритуалы вместе со зрителями и т.д.
     Время игры – три дня в середине июля или августа.
     Мы  приглашаем участвовать коллег-профессионалов, и по отдельности, и целыми театральными группами, которым интересно поработать в концепте, восходящем к Бахтину. При возможности окликнем режиссеров из других стран, например, Владимира Кучиньского с Украины, который занимался теоретическими разработками карнавала. Каждая группа может предложить свои любимые кишиневские точки для игры, свои карнавальные ритуалы и постановки на тему «Кишиневского Лета»: возможность счастья, хрупкость счастья, бесконечность счастья. При этом  общий для всех критерий – высокий уровень художественных задач. Тогда из максимального разнообразия возникнет нечто целое.  «Кишиневское Лето» не должно превратиться в концерт или фестиваль уличных театров, даже в очень-очень хороший концерт или фестиваль, иначе оно не достигнет своей цели – стать общим игровым прорывом к настоящему в человеке и в мире.
     Мы  приглашаем участвовать таинственных и неутомимых людей, которых чаще всего называют музыкантами.
     Мы  приглашаем участвовать наших великолепных, знакомых и незнакомых зрителей.
     Вот интересно, что же этим-то летом откроется?

     Карнавал-путешественник
     Итак, в Кишиневе происходит бескомпромиссный карнавал по Бахтину, затрагивающий глубокие  художественные и социальные задачи. Это  необходимо и возможно. Результаты игры были рассмотрены и одобрены  директором Института культурологии России К. Разлоговым, который охотно поддерживает и развивает наш карнавальный процесс научными консультациями.
     Как известно, Бахтин создал концепцию  карнавала на основе романа Рабле. Можно  сказать, что эта смеховая двоица (Бахтин – белый клоун, Рабле –  рыжий ) обеспечила сохранение и возрождение карнавала в мире. Бахтинский концепт универсален, так же как сам феномен карнавала, и потому кишиневский опыт применим в любой стране. Если наш карнавал будет развиваться, мы сможем теоретически и практически ассистировать коллегам по Универсуму, которые пожелают вырастить цветок современного карнавала на своей родной и уникальной почве, положить начало современной карнавальной традиции. Конечно, в каждой точке  раскроются особые, присущие только ей формы карнавальной жизни. А с жизнью всегда так…
                                              Елена Кушнир,
                                              Директор  Творческой студии «ZAO»
                                              www.zao-theatre.blogspot.com
                                              e-mail: cinemalab@mail.ru
                                              Тел.(+ 373 22) 33-11-31,
                                              (+ 373 )78317407, (+ 373 )78280708

STUDIOUL DE CREATIE "ZAO" 2010
Далее...

2 коммент.:

Анонимный комментирует...

...=)))))даже сама статья наполнена таким огромным количеством позитива, какого-то неподдельного счастья и веры в его возможность,что даже не просматривая фотографии,сразу представляется светлое радостное место с очень счастливыми людьми и так хочется к ним...все стремятся к счастью и лучше,и легче этих карнавалов для его достижения нельзя было и придумать ничего другого! спасибо-)))))

Анонимный комментирует...

Я запомнил хорошо карнавал 2009 года, шествие под барабаны, ритуальные крики, ищущие отклик в пространстве города. Запомнились ритуалы актеров студии, особенно связанные с водой. я посмотрел по-другому на нашу речку- Бык. звон колокольчиков, ЗиЛ )
Знаю что летом 2011 буду в городе, по-этому выделил себе время на карнавальные тренинги и сам карнавал. было бы здорово чтоб пиехали и с других городов!! с нетерпением жду лета!

Отправить комментарий

 

Cтудия Театральной Импровизации. (с) 2010 ZAO